Ольга Головихина: партнерство на технологических решениях и взаимном развитии экономик

На саммите БРИКС, прошедшем в октябре, состоялся серьезный разговор о глобальном потеплении. В частности, В.В.Путин говорил о лидерстве России в мировом энергобалансе, о доступе стран глобального Юга и Востока к технологическим решениям в этом вопросе

28.10.2024

Ольга Головихина, директор по направлению "Устойчивое развитие" АО "Росатом Инфраструктурные решения"

Говоря о климатической повестке, как о повестке международной, признаемся честно: это инструмент экономического регулирования.

Выбросы парниковых газов при производстве продукции происходят в технологических процессах. В энергетике это конечно сжигание топлива: газа, угля, мазута. При добыче нефти, например сжигание попутного нефтяного газа на факелах, в металлургии - плавка в доменной печи.

Чем больше продукции, тем больше выбросов – очевидно.

Их можно снижать путем модернизации производства, повышения энергоэффективности, внедрения принципов повторного использования материалов и т.д. Это все напрямую будет влиять на экологию, будет закономерно происходить снижение воздействия на окружающую среду.

Однако модернизация и новейшие технологии – это очень дорого и их стоимость ляжет на плечи бизнеса, государства и нас с вами, конечных потребителей.

Принцип трансграничного углеродного налога нацелен, в первую очередь, на снижение привлекательности импортируемых товаров и повышение привлекательности местных товаров, даже если они в  силу различных издержек, имеют более высокую стоимость.

Например, если производство стали в стране A равно 100 долларов за тонну, а в стране Б на другом континенте 50 долларов за тонну, то введение углеродного налога позволит привлечь дополнительные средства стране-импортеру А или повысить изначальную стоимость продукции, производимой в стране-экспортере Б.

Ну и где здесь климат и экология?

Россия успешно создает национальную систему углеродного регулирования, в своем энергобалансе мы опираемся на более экологичные энергоносители: газ, атом, гидрогенерацию. Но я бы хотела больше обратить внимание на наши преимущества в научно-технологическом заделе. У нас колоссальная база и опыт решений. Для наших партнеров мы можем предложить установки опреснения, модульные гидроэлектростанции, малые АЭС, наработки в газохимии и производстве продуктов из того же CO2, который выходит из трубы ТЭЦ.

Уже сейчас существуют технологии, позволяющие перерабатывать 10 000 ÷ 20 000 тонн СО2 в год от котельной и производить 4 000 -10 000 тонн в годвещества диметилового эфира, высокоэкологичного и долгохранимого продукта, который можно использовать в качестве синтетического топлива.

Партнерство должно строиться не на ограничениях, а на технологических решениях и взаимном развитии экономик, в этом объединяющая позиция России.

Фото: Кирилл Зыков. РИА Новости