В 1942-м, когда враг отчаянно шел на Кавказ, Шурику было только 17. К августу, когда по пшеничным ставропольским полям поехали «тигры», а в лазурном небе закружили мессеры, юноша добровольно ушел на личный фронт, организовав из одноклассников совсем не детский подпольный отряд. Скокову пришлось противостоять отряду «Ф», которым командовал опытный Гельмут Фельми. Генерал с армией должны были взять Кавказ, Ближний и Средний Восток.
Скоков и 14 ребят, которые пошли вслед за отважным одноклассником, расклеивали листовки, минировали дороги, добывали провиант и передавали под покровом ночи партизанам. Они пробирались в ставку врага и тщательно, силясь вспомнить уроки немецкого, изучали все шаги партии, которую намеревались разыграть фашисты.
Шурик мечтал стать отважным капитаном дальнего плавания. Осенью и холодной зимой 1942 года ему, действительно, казалось, что он бороздит морские просторы, ходит по океану и пришвартовывается в больших торговых портах. Почти так и было. Скоков вел за собой тридцать конфискованных в совхозе лодок, в которых были укрыты партизаны и разведчики-красноармейцы. Его лодки сновали по Прикумью каждую морозную ночь, достигая нужного «порта». Во время таких вылазок удалось пленить фашистских информаторов, коменданта и 28 предателей родины.
17-летний отважный капитан с двумя товарищами был пойман в начале декабря полицаями. Последних расстреляли на месте, а юный герой подвергся жестким пыткам и увечьям. 7 декабря 42-го, не получив ни одного слова от храбреца, фрицы выпустили в него несколько магазинов с патронами. Юный Шурик, так и не примеривший ни выпускной костюм, ни китель настоящего капитана, был погребен в общей могиле неподалеку от родного села. Спустя двадцать лет после Победы Александру Ивановичу Скокову было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Сегодня в селе Величаевка, откуда отважный капитан уводил в ночь свой отряд, расположен музей юных партизан. Это тот самый учительский дом, где Шурик организовал вместе с друзьями штаб советского подполья. В небольшой хате все сохранено в первозданном виде, когда еще веселый парнишка под два метра ростом брал свою гитару и собирал на крыльце всю беззаботную молодежь села. Тогда, летними вечерами, еще никто не знал, что им придется навсегда остаться молодыми.
Фото: Арон Попелянский. РИА Новости