Но золото края – не только плоды трудов местных аграриев, но и творение природы. В самом восточном, Нефтекумском районе края, на самой границе с Дагестаном, есть своя пустыня.
Пески, барханы и дюны нехарактерны и даже на первый взгляд невозможны для плодородных земель этой территории. Но приграничье больше напоминает декорации к фильму о Сахаре, Руб-эль-Хали и Каракумах, чем, кстати, пользуются местные режиссеры короткого метра. И сложно представить, что еще несколько десятилетий назад даже намёка на пустыню здесь не было. Сюда, в степь, пригоняли скот, здесь пасли отары овец и даже построили несколько кошар. А после произошел естественный процесс, который ученые называют эрозией земель. Проще – опустынивание.
Природный цикл замкнулся в пользу песков благодаря высоким температурам и достаточно сильным летним ветрам. Животные выедали растения, корни которого создавали удерживающий почвенный каркас, фрагменты земли выдувались, высушивались и в конце концов превратились в пески. Барханы здесь образуются в высокие живописные дюны.
Пока нефтекумская пустыня – не столь растиражированный туристический объект, и порой даже сами ставропольцы удивляются её существованию, как и законсервированным нефтяным скважинам, которые скрываются среди мелкодисперсных песков.
Рядом с пустыней жители округа соорудили настоящий оазис: рукотворный зелёный остров будто реабилитирует жёлто-золотистый, с оттенками охры, пейзаж. Заказник расположен всего в тридцати метрах от пустыни и называется «Дюна». Здесь есть сосновый бор, ясеневые, тополиные и акациевые рощи, растет дикий тюльпан. Правда, засуха очень усложнят его жизнь, и цветок уже практически исчез в этих местах. Зато разрастается вокруг «Дюны» привычный обитатель пустынь – верблюжья колючка. С ней, кстати, бороться не пытаются, потому что именно она держит легкие песчинки, не позволяя свободолюбивым ветрам покорять новые территории. К тому же местные травники срезают части растения для своих «снадобий». Знахари говорят, что с помощью верблюжьей колючки можно вылечить некоторые болезни почек.
Кстати, владельцы отар, которые оказываются здесь скорее по привычке, чем по специальному маршруту, построили несколько водонапорных скважин, чтобы на перегонах поить животных. Артезианская скважина с глубины без малого километр обеспечивает необходимым количеством пресной воды четвероногих путников и случайно забредших на территорию «дикарей». Иногда в ставропольской пустыне видят кавказских оленей и волков-одиночек. Они появляются, правда, гораздо реже, чем туристы, которые открыли для себя, пожалуй, самый неожиданный маршрут по краю золотых полей.
Фото: Наталья Селиверстова. РИА Новости