Владимир Князев
Автор

Дагестан, закаленный в Ботлихе

25 лет назад, появилось крылатое выражение одного из защитников Дагестана от боевиков: «Я зашел в Ботлих аварцем, а вышел дагестанцем»

Владимир Князев
Автор
27.09.2024

Август-сентябрь 1999 года, для народов Дагестана стал «точкой    водораздела» на до и после. Международные банды боевиков вторглись на территорию республики в Ботлихский, Цумадинский и Новолакский районы с целью установить в южном российском регионе свой, «истинно исламский», в их понимании, порядок.

В эти дни решалась судьба не отдельно этих территорий и, даже, не самого Дагестана в целом. На карту было поставлено существование России, как единого, многонационального и многоконфессионального государства.

«Причины вторжения боевиков, именно, в Дагестан были таковы, что, во-первых, террористический интернационал планировал расширить свое влияние, - говорит член Общественной палаты Республики Дагестан, политолог, Ханжан Курбанов, - свои задачи и цели террористы так и объясняли нашим ополченцам, которые вышли с ними на переговоры 11 августа 1999 года: сбросить российскую власть, установить шариат. Они почувствовали «рыхлость власти» в Дагестане – по крайней мере, они так думали. Но не рассчитали силы. Они думали, что российские армия и правоохранительные органы слабые, а народ восстанет против власти. Их самый главный просчет, что они не учли сам народ, население Дагестана, фактор народного подъема».

Дагестанцы, как и всегда, во время тяжелых жизненных испытаний, проявили себя стойкими, мужественными, сплоченными и наполненными высокой степенью патриотизма, любви к своей земле, Родине, своей стране.

В этой короткой, но кровопролитной войне, которая потребовала от милиции, военных, ополчения высокой моральной и физической нагрузки, были потери, принесшие во многие дома горе и страдания. Защитники Дагестана понимали, это неизбежно, но несмотря ни на что, в строй хотели стать все, включая женщин, стариков и детей.

«Во-первых, они вставали на защиту своей земли, - комментирует Ханжан Курбанов, - Во-вторых, в дагестанском характере есть четкая проявленная черта – мы не приемлем навязывания чего бы то ни было. Нас можно убедить, с нами можно говорить, нас нужно уважать, но не приказывать под стволом автомата.

Террористы говорили: мы с исламом к вам пришли… Какой ислам? В каждой мечети Дагестана, особенно в приграничных с Чечней административных территориях, очень строго соблюдаются исламские каноны. Там живут глубоко верующие люди. И тут приходят какие-то непонятные черти и говорят, что мы вас сейчас научим настоящему исламу. Это, конечно, возбудило население. Есть множество фото и видеодоказательств, что уже в рядах ополченцев люди коллективно молились, совершали намазы, читали зикры. То есть, показывали, что это у нас священная война, а не у террористов. Это мы противостоим в священной войне за свой дом, за свой очаг, свою землю, свой народ, свою Россию и, конечно же, за свою религию».

По словам Ханжана, дагестанцы четко определили свою позицию: мы здесь костьми ляжем, но не дадим возможности террористам топтать нашу землю и навязывать нам свои убеждения.

«Сегодня такое, однозначно, не произойдет. Возможны некие вспышки, рецидивы… Я их называю – сбой системы, - заключает Ханжан Курбанов, - Но такого, как 25 лет назад, уже не будет. Мы показали раз и навсегда, на что способны, всем, кто желает установить в Дагестане, в России свои правила, чуждые народу. Дагестан уважает только братские отношения, братское плечо, открытую дружескую руку. На это мы всегда отвечаем взаимностью».

После событий 1999 года в Дагестане стало крылатым выражение одного из ополченцев: «Я зашел в Ботлих аварцем, а вышел дагестанцем». Эти слова говорят о республике, где проживает более 40 народностей, как о едином, мощном организме, способном противостоять любой внешней и внутренней «заразе». Этот период, по мнению Ханжана Курбанова, еще больше закалил сталь дагестанского характера, убеждений, внутреннего духовного стержня.

Источник фото: Кавказ Сегодня