Этот квартал, как несложно догадаться по названию улицы, в 1870-х годах населяла армянская диаспора. Настоящая фамилия хозяйки Лиозонян, что документально указывает, на ее принадлежность к этнической общине. О жизни предпринимательницы известно мало, чего не скажешь о ее предприимчивых сыновьях. Георгий стал успешным добытчиком черного золота и дослужился до высоких должностей в нефтяной отрасли. Степан, занимаясь рыбным промыслом, ввел моду в Империи на черную икру, которую добывал на Каспии. И один наследник, и другой увеличили материнское состояние в несколько раз и прославили фамилию на всю Россию.
В 1877 году купчиха решила вернуться в родную Тифлисскую губернию доживать свой век, а дом продала первому, кто дал хорошую цену. Новыми владельцами стали торговцы-компаньоны Оганов и Киракозов. Перестроив немного особняк, они отвели первый этаж под коммерцию, а второй под жилые комнаты, которые сдавали в найм.
Вскоре, на витрине одной из лавок на углу улиц появилась вывеска о продаже табака. Небольшое производство расположилось во дворе дома, руководил им Баграт Вахтангов – отец будущего знаменитого театрального деятеля. Семья предпринимателя жила в то время в арендованных комнатах армянского квартала. Вскоре, улучшив свое материальное положение и обосновавшись в кругах владикавказского общества, семья переехала и основала уже фабрику, уступив жилплощадь и производственную артель родственникам оперного певца Лисицина. Они продолжили прибыльное дело производства папирос, которые выходили под брендом «Дарьял». Название совсем, кстати, не случайное, с верхних окон здания открывался маршрут на знаменитое осетинское ущелье.
После Революции особняк, как все дома в округе, национализировали и пустили на общественные нужды советских граждан. Витрины заложили кирпичом до состояния обычных оконных рам и заселили на все этажи жильцов. Над домом Вахтангова, название прочно закрепилось в народе, несмотря на то что деятель искусства прожил здесь недолго, часто нависала угроза сноса. Однако все постановления и решения по делу старинного особняка, каким-то чудесным образом развеивались. А в конце прошлого года особняк с историей наконец-то получил долгожданный охранный статус объекта наследия народов России, что вдохнуло жизнь в здание, где переплелись судьбы нескольких эпох.
Фото: Светлана Шевченко. РИА Новости