Валерия Поддаева
Автор

Николай Славянов, который нашел минералку, несмотря на все запреты

Сложно найти в России человека, который ни разу не слышал о кавказской «Славяновской» минеральной воде

Валерия Поддаева
Автор
12.08.2024

Так называется источник №4 в курортном Железноводске, который в народе, да и в научных трудах пронумерован по фамилии ученого, который его открыл. Впрочем, ничего необычного, если знать историю скважины, которую Николай Николаевич бурил на свой страх и риск.

Поехать на Кавказские Минеральные Воды и найти новый ключ – было делом чести и «билетом» в успешную научную жизнь практически для всех студентов горных институтов. Прослушав лекции, сдав семинары и экзамены, инженеры просились провести полевую практику именно на Кавказе. Для специалистов этого профиля, от гидрогеологического до строительного, в горном регионе открывались все возможности пути для творчества и первых открытий. Среди таких амбициозных выпускников был Николай Николаевич Славянов.

В 1907 году он был распределен на Кавказ как практикант для проведения топосъемки Тамбуканского озера. В том же году, на удачу молодого человека, в России был создан Геологический комитет для проведения разведывательных работ на Водах. Воспользовавшись шансом, отличными отметками и хорошими рекомендациями, после защиты диплома Славянов был зачислен в штат сотрудников.

Зимой 1912 года Николай начал свои поисковые работы на склонах Железной горы. По примеру ессентукского «разведчика» Лангвагена он решил, что этой местности также необходимо глубокое «вмешательство». За точку, где должен быть сильный водонапор Славянов выбрал скважину источника №4 и начал работы по глубокому бурению. Внимательно изучив данные полувековой давности от французского гидрогеолога Жюля Француа, который указывал на дебет 60 тысяч литров с температурой выхода на поверхность 50 градусов по Цельсию, молодой специалист рассчитывал найти поток в недрах горы, который перебьет исчезнувший уже к тому времени рекород.

Однако все бдения у скважины долгое время были напрасны и Геокомитет признал все действия молодого инженера нецелесообразной тратой времени. Работать ему запретили и дали новые задания. Но Славянов в своих доводах, неоцененных комиссий не сомневался, и вопреки всем запретам продолжил вертикальное бурение горной породы за собственный счет. Работать на 16-й скважине у источника 4 ему помогал местный буровой мастер, которого вдохновил азарт ученого.

Спустя два года, 4 апреля, Николай Славянов «докопался» до истины. С глубины 120 метров мергеля хлынула вода. Ее запас составил 42 тысячи ведер в сутки, а температура выхода на поверхность была практически идентичной, что предсказывал инженер – 42 градуса. Ученый не просчитался.

Еще год потребовалось правлению, чтобы согласиться с тем, что они ошибались и провести исследования на предмет биохимического состава минеральной воды. В итоге источник каптировали, установили железобетонную трубу, а к сезону 1915 года построили павильон в греческом стиле. Сам же Славянов стал почетным членом Железноводского медицинского общества и на века закрепил за ключом вместо скучной нумерации свое имя.

Фото: Денис Абрамов. РИА Новости