Валерия Поддаева
Автор

Вокзалы, читальни и крокет: чем занимался турист на Водах до революции

Атмосфера праздника и развлечения были неотъемлемой частью курортного лечения, рекомендованного докторами Российской империи каждому пациенту, выезжающему на Кавказ

Валерия Поддаева
Автор
01.08.2024

На Водах необходимо было не только соблюдать культуру пития целебных вод, принимать из них ванны и применять прочие бальнеопроцедуры: на курорте было обязательно посещать музыкальные вечера, выезжать на пикники и ходить в читальные залы.

Так, Сергей Прокофьев писал, что непременно единственным, чем собирается заниматься в Ессентуках – это играть в крокет и смотреть на звёзды. Дядюшка Михаила Булгакова отправлялся с семейством в Кисловодскую филармонию слушать лучший концерт, а Антон Павлович Чехов обязательно захаживал в читальни, куда поступала вся новая публицистика.

Ежевечерне, после дневного сна, порядочному и дисциплинированному отдыхающему полагалось идти на «лечение музыкой». Для этих целей во всех городах Кавминвод были построены «раковины», где играл оркестр. По современным меркам – это своеобразный летний театр, с садовыми лавками и особенной конструкцией, которая напоминала полушарие. Это обеспечивало звуку хорошую акустику, а инструменту – защиту от палящих солнечных лучей. К слову, такие раковины хорошо описывает Андрей Губин в «Траншее»: даже после революции эти легкие конструкции пользовались большой популярностью для различных декламаций, чтения «правильных» стихов и всенародных собраний.

Отдыхать дореволюционному туристу было непросто. Благородные барышни так были заняты курортным распорядком, что на душевные терзания времени просто не оставалось. С самого раннего утра необходимо было принять источник, на что уходило не меньше часа, а то и полтора. Сначала надо было выстоять очередь к колодцу – хоть, например, к Елизаветинскому. Потом, во время пешей прогулки по парку, следовало принимать минеральную воду, которая для столичного жителя «дурно пахнет».

Тогда же, кстати, стали очень популярны кружки-бюветницы «с носиком». Это позволяло водяному обществу изящно принимать минеральную воду, не боясь облиться, строго маленькими глотками. После этого они шли на процедуры в ванные отделения или на конные прогулки в окрестностях. Такое занятие крайне утомляло, поэтому, по возвращении к обеду в номера, полагалось плотно поесть и лечь отдохнуть.

После начинались приготовления к вечернему променаду, слушанию концерта и походу в читальню, которые были расположены у источников. Там же отдыхающие принимали «вечерний ключ», обменивались новостями, получали приглашения на ужин, а девушки расписывали танцы на балу.

Весь недостаток двигательной активности за день полностью компенсировался вальсированием или фигурами полонеза. Заканчивали такое «лечение» далеко за полночь, поэтому ранним утром на улицах невозможно было встретить молодых офицеров или кисейных барышень. Как писал об этом Михаил Юрьевич Лермонтов: «Врачи рекомендовали нам всем ложиться не позднее 23 часов. Но мы вспоминаем об этом только в два часа ночи».

Фото: Григорий Сысоев. РИА Новости