В январе 2024 года на базе Института общественных наук Президентской академии (ИОН РАНХиГС) стартовал образовательный проект «Управление стратегическими коммуникациями», его цель — формирование в России профессионального поля и стандартов работы в области стратегических коммуникаций, прежде всего через подготовку профильных кадров.
Образовательные программы, запущенные в рамках проекта, будут готовить специалистов, способных эффективно решать задачи в области информационной работы и защиты социокультурного суверенитета России. Предполагается формирование новой сферы профессиональной работы и подготовки специалистов, умеющих не только работать с новейшими технологиями коммуникационной индустрии, но понимающих специфику нашего социокультурного пространства и приоритеты государственной политики России.
Подготовка специалистов в области стратегических коммуникаций активно идёт во всём мире, ежегодно мировые университеты выпускают тысячи специалистов по управлению информационно-коммуникационными потоками. Проект «Управление стратегическими коммуникациями» призван обеспечить подготовку таких специалистов для России.
Специально для «Кавказ Сегодня» о проекте рассказывает его академический директор, политолог, эксперт ЭИСИ Виктория Карпова.
— Виктория Вадимовна, расскажите, пожалуйста, о проекте: как он развивался, какие задачи стоят перед Вами и командой проекта?
— Прежде всего мы ставим задачу подготовки управленцев в сфере проектирования информационно-политического пространства. Сейчас необходимо разработать новую группу специальностей по стратегическим коммуникациям, и мы понимаем, насколько сегодня это важно для страны. Это достаточно комплексный образовательный проект. Для этого на базе Президентской академии подготовлены и уже в сентябре этого года будут запущены программы бакалавриата и магистратуры. После будут запущены программы дополнительного образования и повышения квалификации по отраслям стратегических коммуникаций — стратегические коммуникации в области медиа и культуры, политики, государственного управления и международных отношений. Кроме того, в 8 университетах страны по унифицированной программе мы запустим образовательный блок по стратегическим коммуникациям. И хотя наш проект стартовал в январе 2024 года, уже сейчас можно сказать, что сделано многое, мы прошли важный и содержательный путь.
— В чём принципиальная новизна проекта? Что он может дать такого, чего не было раньше — с точки зрения формата и содержания?
— Для России и российских вузов специальность «стратегические коммуникации», если мы её понимаем как подготовку специалистов-управленцев, которые могут эффективно решать задачи информационной работы, защищать наш социокультурный суверенитет, противостоять информационно-психологическим операциям, эффективно управлять коммуникационными потоками — это нечто новое, образовательных программ, которые соответствовали бы такому пониманию и запросу у нас в стране сегодня нет. Именно поэтому, с точки зрения подготовки управленческого пула, головной организацией была выбрана Президентская академия. Сейчас также очень важно обеспечить координацию подготовки специалистов в этой области — выработать единую концепцию нашей совместной работы с другими вузами и партнёрами. Задача трудная, но мы понимаем, что это совместная работа органов государственной власти, академического и экспертного сообщества. Коммуникационная индустрия позволяет нам синхронизировать эти образовательные курсы, разработать профессиональные стандарты подготовки подобных специалистов.
— Кроме Президентской академии какие ещё партнеры участвуют в проекте?
— У нас достаточно широкий пул партнеров, по разным отраслям. Мы взаимодействуем с федеральными органами государственной власти. Среди наших партнёров Правительство Москвы, АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы», ВЦИОМ, Консалтинговая группа «Полилог», Российское общество «Знание» и другие.
—Почему проект возник именно сейчас, как его актуальность связана с текущей геополитической ситуацией?
— Мы, конечно, находимся сейчас на определенном рубеже с точки зрения нашего ценностного выбора. Мы видим, как в целом трансформируется цивилизационный путь, который выбрала наша страна. И здесь подготовка управленцев в сфере проектирования информационно-политического пространства должна закрывать и решать собой задачу эффективности в области защиты как раз социокультурного информационного суверенитета.
Мы понимаем, что ментальная, когнитивная война, которая ведется против нашей страны, создает необходимость нового подхода к сфере профессиональной деятельности. Он будет учитывать не только методы и технологии стратегических коммуникаций, но и ценностный фундамент, где профессионал в области стратегических коммуникаций становится полноценным коммуникационным оператором государственной политики нашей страны. Причем, как мы и говорили, в абсолютно разных поднаправлениях.
— Северный Кавказ, при всей уникальности каждого региона России, это совершенно особая территория: многоконфессиональная, полиэтническая, мультикультурная. Предусмотрено ли в проекте для СКФО какое-то специальное направление?
— Да, Кавказ — форпост нашей страны, и мы понимаем, насколько важно уделять внимание именно в этом направлении. В рамках данной работы мы активно сотрудничаем с проектами Аппарата полномочного представителя Президента России в СКФО. Сфера специализации здесь — когнитивные и ментальные войны на Кавказе. Этому уделяются отдельный блок и отдельный модуль в ходе подготовки. Мы взаимодействуем с коллегами как с точки зрения практико-ориентированных задач, так и с позиции теоретической фундаментальной подготовки. Чтобы те, кого мы готовим с точки зрения управленческих навыков, понимали реальные вопросы, реальные задачи, какие-то проблемные моменты, с которыми можно столкнуться в ходе реализации своей профессиональной деятельности.
— Есть ли возможность реализации проекта на постоянной основе, его пролонгации?
— Да, есть. У нас сейчас стартовый поток – программа бакалавриата «Информационные и когнитивные технологии в политическом процессе» и программа магистратуры «Информационно-психологические технологии и противостояние интервенциям в политическом процессе». Со следующего года проектируется реализации и программы специалитета на пять лет. Программы повышения квалификации (от 36 академических часов) на системной основе будут запущены также в этом учебном году.
Фото: личный архив Виктории Карповой