Диана Меликян
Автор

Владимир Савченко. Жить, служить и воспитывать по традициям

В проекте «Лица Кавказа» атаман Терского казачьего общества Владимир Алексеевич Савченко рассказывает о внутреннем укладе, правилах жизни казака и дружбе народов на Северном Кавказе

Диана Меликян
Автор
08.07.2024

Первые казаки на Северном Кавказе появились примерно в XVI веке. Исторически они представляли собой сословие, которое в мирное время пашет и сеет землю, но, как только у большой или малой родины появляется угроза, берет оружие и отправляется защищать рубежи. 

Прошло несколько сотен лет, границы ушли сильно дальше, но казаки все так же остаются на боевом посту и продолжают вносить свой вклад в историю и культуру не только Северного Кавказа, но и всей России. А благодаря дисциплинированности, преданности традициям и патриотизму уже стали символом веры, преемственности поколений и надежности.

Про Северный Кавказ

Проживая долго на Кавказе, мы взаимно перенимали лучшее друг у друга. Мы знаем традиции, обычаи народов. Заметьте, терские казаки – темноволосые в большинстве своем. Потому что влюблялись в горянок, горянки влюблялись в них. Где-то существовали договорные браки куначеских народов. И женщины, становясь частью казачьей семьи, привнесли свою самобытность в казачьи семьи: у нас нет коромысел, но есть кувшины, появилась черкеска – традиционная одежда горских народов.

Это же определенная мудрость, ведь всегда можно достать кинжал: но мир – главнее. Понимая это, мы живем и на протяжение четвертого столетия существуем здесь.

Про дружбу народов

– Мы самая многонациональная территория, где проживают различные народы со своими обычаями. Представляете, сколько у наших врагов попыток раскачать регион. Ведь зажги Кавказ, загорится вся Россия. Поэтому множество зарубежных институтов работает, чтобы посеять рознь. Но Кавказ стабилен, Кавказ живет.

Если говорить про роль казачества, то мы здесь всегда выступали за стабильность. Например, в 2000-х годах – достаточно сложный для Кавказа период – мы начали возрождать институт куначества: отдавали ребят воспитываться на несколько месяцев в кабардинские, дагестанские семьи. И стереотипы друг о друге начали рушиться.

Был момент, когда начал происходить отток русского населения из Северного Кавказа. Мы же нашу молодежь призывали не драться, а искать способы интеграции – перетанцовывать в той же лезгинке, например. И такие истории тоже работали на стабилизацию на Кавказе.

 

Правила жизни казака

Казаки чтят традиции своего народа, передают их из поколения в поколение, следуют заповедям – определенным нормам, которые отличают уклад, быт и поведение настоящего казака.

Ты – не просто казак. В первую очередь ты должен помнить, чем жили предки, как делали это предки. Есть Совет Старейшин, который схож во многом с Кавказским Советом, где уважаемые казаки следят за жизнедеятельностью общества. Есть Казачий круг, где решаются самые сложные вопросы, где нет ни старшинства, ни меньшинства.

Для нас обращаться в суд, выносить на всеобщее обозрение, что происходит внутри общества, считалось низким и неправильным. Для этого существует Станичный институт – он как раз и разбирает конфликтные и неконфликтные вопросы. Это одна из причин, почему среди казаков мало бывает преступлений.

«Береги семью свою, служи ей примером» 

Институт казачьей семьи неразрывно связан с православием: это обязательно семья, которая дала клятву перед Богом быть вместе, и которая следит за сохранением традиций.  Современные родители до сих пор с ранних лет прививают своим детям уважение к старшим и духовно-нравственные устои, которые складывались веками предками. Основную роль в этом играет, во многом, личный пример родителей.

– Раньше зачастую жених и невеста впервые виделись уже в храме. Несмотря на это, семьи-то были крепкими. Даже сейчас у нас не так просто развестись – должны существовать весомые причины, и к ним не относится простое «не сошлись характерами», как это сейчас модно. Из-за этих тенденций появляется большая угроза моральным устоям. 

Мы стараемся прививать понимание к уникальному сословию, где каждому отведены свои роли в семье. Мальчики – патриотическое поколение будущих воинов. Девочки же – это будущие мамы. Но надо понимать, что мужчина может находиться на войне по несколько лет. Женщина – это опора и защитница семьи в то время, когда отец находится там, в бою. Есть исторические подвиги, например, Наурских казачек, когда женщинам пришлось оборонять свои станицы.  Она становилась в тот момент мужчиной дома. И по сей день молодым казакам и казачкам с детства прививают эти роли.

«Чти старших, уважай старость»

– Слово старшего — это закон. Дед — это беспрекословный старший рода. Мой был участником Великой̆ Отечественной̆ войны. Часто рассказывал, как после боя они не отдыхали, а, наоборот, уставшие, начинали рыть окопы. Потому что окопы – это будущая жизнь. Это то, что было тогда и есть сейчас.

Сейчас я нахожусь на тех же местах, где воевал дед и откуда изгнал фашистов. Такая судьбоносная параллель и одурманенные люди. Выросло поколение с другими принципами и идеей превосходства одной нации над другой. Возвращаемся к одному: не будем с детства воспитывать детей в принципах любви к земле своей и традициям, получим такое в своем государстве. 

«Честь и доброе имя для казака дороже жизни»

– Сегодня тысячи казаков находятся на СВО, среди них – много молодых ребят. И каждый их день – подвиг. Ведь нигде вы не слышали, что были оставлены позиции, что кто-то проявил трусость, отошел. Рубежи держатся, идем вперед.

Многих никто не заставлял – пришли добровольцами. В какой̆-то момент оставили самое главное, что есть у казака – свои семьи, чтобы помогать Родине. Я знаю много примеров, когда ребята, имея бизнес, взяли оружие и пришли сюда простыми рядовыми. Что вот движет ими, кроме каких-то внутренних душевных порывов, непонятно. Это заложено генетически.

«Погибай, а товарища выручай»

Есть пример трагичной истории с казачьим комбатом Владимиром Владимировичем Поповым (командир батальона «Терек»., участник СВО – прим. ред.), который погиб при исполнении воинского долга в начале ноября 2023 года. Президент посмертно присвоил ему звание Героя России.

Комбат погиб в сложной зоне. Тогда были огромные потери, и было запрещено даже доставать его тело. Несмотря на запреты и сложную зону, его подразделение не уходило, пока не вернули тело погибшего командира.

У нас практически нет пропавших без вести. Мы не оставляем раненых. Бывает, что, доставая погибших товарищей, гибнет еще больше. Вот такая жизненная позиция. Самопожертвование – это тоже определенный подвиг, определенное служение. Но, как бы это грустно ни звучало, моменты самопожертвования – они как раз и свойственны казаку.

«За веру, народ и Отечество» – главный девиз казака. В первую очередь он воин, который не отходит от своих устоев, является защитником православного народа и Отечества.

#годсемьи #лицакавказа

Фото: личный архив В. Савченко