Валерия Поддаева
Автор

Трамвайчик из прошлого: 120 лет по улицам Владикавказа

Именно в североосетинской столице вышел на рельсы первый трамвай юга Российской империи

Валерия Поддаева
Автор
13.06.2024

Более 30 вагонов по рельсовым линиям длиной в 60 километров ежедневно курсируют во Владикавказе. Транспорт, привычный для жителей многих городов России, здесь выполняет не только логистическую функцию, но и считается местной достопримечательностью.

В конце 19 столетия инженер Нигровский предложил правительству оснастить магистрали конками. Это такие вагоны, тяговой силой которых являются лошади. Решение должно было разгрузить извозчиков и снизить цену на пользование транспортом, учитывая разрастающийся город и стремительно повышающийся пассажиропоток.

Однако, проект пришелся не к месту, не ко времени и нашлось десятки причин отказаться от проекта. Впрочем, пылиться на полке прорывной идее суждено не было. И в 1897 году папочку с чертежами Нигровского вновь вынесли на рассмотрение комиссии. Спустя семь лет рельсовая ветка была построена, но теперь вместо лошадиной силы вагончик в движение приводило электричество.

16 августа, 120 лет назад, состоялся первый рабочий день владикавказского трамвая. Эта дата в «трудовой книжке» нового транспорта стала исторической не только для столицы Осетии, но и для всей Российской империи. Говорят, источником финансирования стала одна из бельгийских фирм, перечислившая средства на транспортное благоустройство анонимно.

Самым главным маршрутом стала ветка от Ольгинского моста до железнодорожного вокзала, поэтому она была единственной двухпутной. Другие два маршрута были дополнительными однопутными, поэтому ждать трамвая на этих линиях приходилось долго. К 1913 году по городу сновали уже 12 вагончиков типа «Ф», которые собирались на Мытищинском вагоностроительном заводе. А через два года трамваи уже бегали по Александровскому проспекту, в вагончике можно было добраться до кадетского училища, от главного чугунного моста и до военно-грузинской дороги.

С приходом советской власти трамвайную сетку национализировали, но власти новой страны не смогли обеспечить бесперебойную работу в связи с отсутствием достаточного количества ресурсов. В итоге с 1920 по 1924 год владикавказский трамвайчик больше стоял, чем ехал. И только через десятилетие о важной транспортной инфраструктуре вновь заговорили. Началось расширение существующих веток, добавление и строительство новых маршрутов, закупались вагоны современных моделей и сокращались интервалы движения.

Сегодня владикавказский трамвайчик – это история города. Ветка считается одной из старейших в России. Поэтому гостям республики однозначно рекомендуют курсировать между достопримечательностями, если не пешком, то непременно в вагончике, пусть и современном, чтобы прочувствовать весь дух транспортной истории города.

Фото: Евгения Новоженина. РИА Новости