Олег Пономарёв
Автор

Нартский огонь на все времена

Студентка ВШЭ из Кабардино-Балкарии опирается в своих анимационных работах на историческое наследие предков

Олег Пономарёв
Автор
04.06.2024

Алеся Абазова родилась в Терском районе КБР, жила в Ставрополе, сейчас учится в Москве. Она студентка первого курса направления «Анимация и иллюстрация» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики.

За короткий срок обучения талантливой девушке удалось реализовать уже три творческих студенческих проекта, которые сделаны по мотивам нартского эпоса. Сначала была настольная игра «Сосруко и семена проса», потом 2D-мультфильм «Адиюх» и последняя по времени работа – 3D мультфильм «Нартский огонь».

 

- Расскажите, пожалуйста, как и почему Вы избрали этот путь?

- Начнём с того, что я ещё где-то в восьмом классе задумалась о будущей профессии. Мне с детства нравилось рисовать, поэтому сначала пошла в художественную школу. Потом узнала от учителей об олимпиаде, по итогам которой можно поступить учиться в Высшую школу экономики. Очень приглянулось направление анимации, потому что с детства любила мультики: нравилось, как режиссёры-аниматоры создавали необычные, интересные сюжеты. Я начала с большим усердием думать именно в этом направлении и мне, в итоге, удалось поступить.

 

- Кстати, для понимания, какие Вам режиссеры-анимации нравятся?

- Очень нравится Алекс Хирш, создавший мультфильм Gravity Falls. Наверное, это один из первых моих любимчиков в режиссуре. Очень люблю творчество Хаяо Миядзаки. Нравится, как он делает свои работы без сценария. Вроде бы как-то абстрактно, но в итоге всё получается очень-очень круто.

 

- Вы создали первые свои работы на основе нартского эпоса. Как пришло решение обратиться к родной культуре, к национальному наследию?

- В начале учёбы на первом курсе было задание выбрать литературу, на которую нужно опираться весь этот год и делать по ней проекты. Меня привлёк нартский эпос, благодаря которому я создала все свои работы. И я очень рада своему решению.

 

- А насколько это может быть интересно зрителям вне возраста и национальной принадлежности? Насколько глубока и актуальна тематика нартского эпоса? Насколько она находится вне времени, на все времена?

- Я убеждена, что она точно так же актуальна, как, например, древнегреческая мифология или мифология викингов, как любая другая часть мирового наследия. Если бы ей уделялось такое же внимание, то, думаю, она была бы такой же популярной. Она ничем не хуже, не менее содержательна.

 

- А может быть даже где-то и интереснее.

- Да, конечно. Тем более, что наша мифология не менее древняя, чем любые другие. И она действительно на все времена.

 

- Нельзя не заметить, что Вы экспериментируете в творчестве: все ваши проекты отличаются друг от друга по формату. Разные стили, разные подходы. Вам интересно пробовать в разных жанрах?

- Это часть учебного процесса. На первом курсе мы изучаем разные программы и делаем различные проекты. Эксперименты тут важны и приветствуются. А уже на втором курсе мы сможем выбрать именно ту специальность, которая нам больше подходит – либо в 3D, либо в 2D уйти, либо вообще в книжную иллюстрацию. На первом курсе нам дают выбор.

 

- Предпочтения уже сложились?

- Да. С самого начала я хотела заниматься в 2D, но после созданного 3D-мультика мне, конечно же, понравился и этот вид анимации. И всё же я больше склоняюсь к 2D – там больше возможностей, это мой формат.

 

- Кто для вас является авторитетом в творчестве? На кого хотелось бы быть похожим?

 

Алеся Абазова:

- В идеале я бы хотела быть похожим на Хаяо Миядзаки. Потому что его мультфильмы приводят многих людей в шок и восторг. И я хотела бы так же сразить публику такими же восторгами. Мне кажется, это было бы идеально.

А именно по манере, по стилистике образов мне очень нравится иллюстратор Давид Хайкин. Я опиралась на его стиль при создании 3D-мультфильма. И да, когда я увидела его работы, также подверглась шоку, потому что они очень красивые, иллюстративные и приятны глазу.

 

- Какой мультфильм Миядзаки можете выделить?

- Его недавняя работа меня, конечно, поразила. Но самый первый его мультфильм, который я посмотрела, это «Унесенные призраками». Я думаю, он один из лучших.

 

- Народное искусство всегда проповедует общечеловеческие ценности – любовь к ближнему, справедливость, мир, дружбу, гостеприимство... Насколько, по Вашему мнению, творчество может и должно сплачивать людей разных народов? Есть ли у него и должна ли быть такая миссия?

- Конечно, творчество должно сближать народы. Мне кажется, это одна из его миссий. Этническое творчество – в том числе. Это, безусловно, вызывает большой интерес людей друг к другу. Мы познаем друг друга, когда знакомимся с культурой других народов, их фольклором. И это прекрасно.

 

- Над чем Вы сейчас работаете, что в планах? И есть ли какая-нибудь мечта, которую хотели бы воплотить?

- На данный момент я занимаюсь четвёртым проектом – фестивалем черкесской культуры Нарт Хэку (Мир нартов). Делаю плакаты, расписываю ход фестиваля, работаю над созданием мерча и так далее.

 

Алеся Абазова:

- Насчёт своих планов – я безусловно хотела бы сделать чуть больше, чем я делала, мультфильмов. То есть, сделать какой-то, может, обширный, полноценный фильм, с классной режиссурой. Но это так, в далёком будущем. Безусловно, для этого нужно очень много сил, очень много режиссёрской практики, которой у меня пока нет. И исторической, конечно же.

И конечно же, я хотела бы сделать больше в сторону именно Кавказа. Потому что меня это привлекает, интересует...

 

Фото: личный архив Алеси Абазовой