Владимир Князев
Автор

Базель наш или наши в Базеле

Русская община в швейцарском Базеле занимается социализацией русскоязычных, продвигает и защищает русскую культуру от вандалов

Владимир Князев
Автор
03.06.2024

фото: Г. Выхристюк

Героиня нашего сегодняшнего рассказа родилась в Кисловодске, выросла и училась в Пятигорске. Выпустилась из средней школы № 5. Поступила и с красным дипломом завершила обучение в Ставропольском культпросвет училище. Окончила Пятигорский госуниверситет (в то время Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков), испанский факультет. Потом, судьба распорядилась так, что она встретила итальянца в России, вышла за него замуж и переехала жить в Швейцарию. Прошло уже более 20 лет, но Зарема Наварретта, в девичестве – Джемакулова, никогда не забывала о родной стране и всячески поддерживала связь с родными, близкими и друзьями, а в Базеле ведет активную общественную работу по оказанию всевозможной помощи русскоязычным и продвижению русских традиций и культуры.

– Зарема, ты одна из активисток русской общины. Расскажи подробнее о том, чем вы занимаетесь.

- Я бы хотела начать с предыстории. Община у нас большая. До 2022 года нас было около 3 тысяч русскоязычных из бывшего Советского Союза. И, когда у нас были маленькие дети, 3-4 года (это 2003-2005 гг), возникла необходимость проводить какие-то мероприятия, чтобы наши дети увидели настоящий Новый год с дедом Морозом и Снегурочкой, либо любимый праздник женщин 8 Марта. Ведь, в большинстве своем, человек всегда тянется к своим: к своему языку, к корням, к общению. Это очень важно, и это нормальное явление. А у швейцарцев это очень популярно, когда люди объединяются по интересам, и возникают такие общественные организации. Существует, даже, такой закон по созданию общественных организаций – не религиозных, не политических, а именно общественных. Организация занимается социальной жизнью – помощью между организациями, допустим, у кого-то проблемы могут возникнуть с оформлением документов, в семье, с организацией русскоязычных курсов и школ, снять помещение для мероприятия.

- Ну этим же не все три тысячи членов занимаются?

- Да. Активистов у нас человек пятьдесят. Мы собираем взносы, примерно по 50 долларов в год. Это наша общая касса, которую мы в течение года используем на нужды общины, потому что спонсоров у нас нет. Мы все делаем своими силами. Раз в году мы выступали на различных площадках. Танцевали русские танцы, пели русские песни. Представляли русскую культуру, русскую кухню. Естественно, русскую, потому что, какая бы у нас национальность ни была, мы для них все русские. И мы гордо представляли русскую культуру. А потом мы узнали, что при Посольствах существуют координационные советы российских соотечественников. Посольства и Россотрудничество всегда способствуют объединению русскоязычных. Они не вмешиваются в наши внутренние дела. Только предоставляют площадки, где раз в году мы можем собраться на общее собрание, выбрать свой координационный совет, узнавать, что происходит в других регионах, объединять школы между собой, чтобы они могли обмениваться информацией, учебными пособиями. Либо организовать чудесный праздник – День Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, почтить их, концерт провести.

– Но, насколько я знаю, последнее время вам приходится не только развлекательными мероприятиями заниматься.

– Конечно, после 2022 года наступили тяжелые времена для русскоязычной диаспоры за рубежом. Может быть от того, что была нехватка информации. Я хочу сказать, что в 2014 году мы заняли определенную позицию. Мы поддержали Донбасс. Мы проводили протестные мероприятия в поддержку Юго-Востока Украины, когда он активно обстреливался украинскими войсками. Но на это никто не обратил внимания…

- Не тренд?

- Не тренд. Не интересно. Это не освещалось нигде. Но тем не менее, мы выходили. А вот после 2022 года ситуация поменялась. Почему-то все сильно заговорили, о том, что «вдруг» это внезапно случилось. Но ведь у каждого конфликта есть свое «почему». И наши ребята в общине говорят, что наша совесть чиста. Мы еще в 2014 году хотели привлечь внимание, что происходит что-то не совсем хорошее в мире. Поэтому нам сейчас не стыдно и спокойно. Тем не менее, пропаганда для Европы работает так, как ей положено – освещает конфликт односторонне… Хотя, сейчас ситуация уже немного меняется.

- Заметно?

- Да. Это заметно. Уже некоторые начинают задумываться. Конечно, люди, которые мало что слышали о геополитике, о мировых политических процессах, по-прежнему считают, что Россия напала на Украину. Как им это преподносят, так они и считают. Кстати, они так и думали, что повторяется 1941 год. уверены, что началась война, как тогда. Но ведь сейчас все по-другому идет. То есть, те беженцы, которые к нам приехали, они спокойно путешествуют домой на пару недель и возвращаются обратно, в Швейцарию. И здесь уже люди задают вопросы: а что это за война такая, когда «беженцы» могут поехать домой, на территорию, где идут боевые действия, на каникулы.

- Вашу диаспору, в шутку, называют филиалом Всероссийского общества защитников памятников истории и культуры. Насколько это шутка?

- Шутка только в том, что мы - филиал. В Базеле, где я живу, есть могила нашим советским солдатам, которые погибли во Вторую мировую войну на территории Швейцарии. Наше посольство оплачивает землю, оплачивает уход за этой могилой, непосредственно администрации кладбища. Мы являемся добровольными помощниками. И 9 Мая, мы каждый раз, всегда там отмечали. Возлагали венки и цветы. Праздновали День Победы и почитали память павших. Но, последнее время, с 2022 года нам не разрешают это делать совместно с нашим послом. Видимо в целях безопасности. Посольство приезжает само по себе, закрывается территория кладбища, посол возлагает венки, уезжает. Потом мы уже сами проводим свои мероприятия. Кстати, там же я познакомилась с очень хорошей группой, это швейцарский филиал «Ночных волков», байкеров. Их лидер – Рольф Шафлер, по крещению Артем. Мы с ним познакомились еще до 2022 года, стали тесно дружить. И они нам очень помогают в охране наших исторических мест.

- Например?

- Швейцарцы выделили небольшую землю в ущелье, где проходил переход генералиссимуса Суворова через Альпы. Там, наши, в горе выбили огромный крест. И на большой каменной стене написано «Графу Суворову», в память об этом месте. И это русская земля. Наступил 2022 год. И по всей Европе покатилось осквернение русских исторических памятников. Швейцарию тоже не обошла эта ситуация. Кто-то ночью приехал, подло, и заляпал желто-голубой краской этот памятник. Наливали краску в банки и кидали их в памятник. И, как раз, наши «волки», дали клич, что случилась такая беда. Мы все дружненько собрались, неравнодушные, со всей Швейцарии люди приехали. Купили сами, за свои деньги материалы, все, что надо, и оттирали краску. Это нас объединило. Вот такая у нас получилась хорошая «суворовская команда».

- То есть, вы, как наша «пятая колонна» в Швейцарии.

- Да. И мы теперь контролируем памятник. Второй раз там нарисовали кресты, свастику. Ну мы тоже быстро отреагировали, ребята приехали, все помыли. Вот у нас такая дружба с «волками». Они – интернациональный клуб. Там есть и сербы, и немцы, и русские, и швейцарцы. Но местные СМИ нас преследуют. Пишут о нас в газетах нелицеприятно.

- За то, что вы защищаете памятники?

- Да. Хотя, я так думаю, что это прямая обязанность местных властей – охранять памятники на их территории. Но мы не остались незамеченными нашим посольством. Посольство нас поддерживает, как может. Всегда приглашают на посольские мероприятия в честь Дня России, других знаковых праздников. Грамоты вручают, медали.

- Это признание.

- Конечно. У меня тоже есть награда от Министерства обороны Российской Федерации за увековечивание памяти павших в Великой Отечественной войне. Так как я всегда организовываю людей на эти мероприятия. Мне очень приятно.

- А как твой муж относится к твоей общественной деятельности?

- Мой муж давно понял, что со мной бесполезно спорить. Моя деятельность не несет никакой заработной нагрузки. Я это делаю абсолютно безвозмездно, добровольно для объединения русскоязычных людей, для помощи им. Меня многие в Швейцарии знают. Может любят не все. Они и не обязаны. Но, в основном, с большим уважением люди ко мне относятся. Если я компетентна, всегда помогу и советом, и делом. Если – нет, то найду того, кто сможет это сделать.

- Главное, что не в ущерб семье?

- Да, абсолютно. Муж сказал, если дома все постирано, накормлено, убрано и дома хорошо, то можешь заниматься чем угодно. Но еще и работаю.

- Скучаешь по России?

- Конечно, скучаю.

- Хочешь вернуться?

- Есть такие мысли.

- А это реально?

- Не знаю. Говорят, там, где дети, там и мы. Сейчас это сложно. Мы не молодеем, время к пенсии подходит. А там, где твой ребенок, там хочется жить. Не важно, где, главное с семьей.

- С твоего последнего визита много, что изменилось в России?

- Я каждый второй год сюда приезжаю. И для меня, всегда многое меняется к лучшему. В 2017 году здесь был мой супруг. Теперь сейчас приехал и сказал, что очень многое изменилось позитивно, в лучшую сторону. Хотя, некоторые люди, живущие здесь, думают по-другому. Слышу иногда такие разговоры. Согласна, везде есть свои трудности. Но я хочу сказать, не думайте, что там, за границей легко. Там тоже есть свои трудности. Вот сегодня мы спорили с таксистом, рассказывал о своих проблемах. Я спрашиваю, а что вы сделали для того, чтобы изменить ситуацию? Написали письмо в администрацию, что что-то вам не нравится в вашем городе, чтобы там знали, что поправить? Нет, конечно. Для того, чтобы лучше жить, нужно что-то делать для этого. Я так считаю.

фото из личного арзива З. Джемакуловой