Уроженец Нижневартовска Рамзан Ирипханов учился в Австралии, жил в Китае, сейчас живёт и работает в Сочи. Но его родовые корни – в Чеченской Республике, селе Алхан-Юрт. И серьёзный стимул для реализации инновационной разработки Ирипханова был получен в Грозном, в хайпарке государственного нефтяного технического университета имени Миллионщикова.
Суть идеи, воплощаемой Рамзаном и его командой, – использование водорода как катализатора при сгорании горючего в автодвигателях. Эта технология призвана снизить вредные выбросы в атмосферу и сэкономить на топливе.
- Рамзан, руководитель стартап-студии ГГНТУ Мансур Арсанукаев в интервью «Кавказ Сегодня» упоминал Вашу компанию «Аквагринтек». Как и когда Вы начали сотрудничать?
- С Мансуром мы познакомились в 2015 году в Грозном, на одном из бизнес-саммитов. Именно с этого года я стал серьёзно интересоваться водородом, электролизом, поэтому хотел, чтобы мне помогли с технической инженерной экспертизой – для определения актуальности и перспективности идеи.
Проблематика, от которой я отталкивался, – неэффективное сгорание топлива. Мне было интересно понять, насколько добавление водорода в горючую воздушно-топливную смесь повлияет на экономию. Ведь известно, что 30-40% горючего при использовании буквально «улетает в трубу».
Именно тогда Мансур пригласил меня участвовать в совместном акселерационном проекте хайпарка ГГНТУ и фонда Шейха Зайеда. После акселерации, в конце 2019 года, мы презентовали наш проект в Дубае. Однако он не привлёк сильного интереса, поэтому я продолжал работу собственными силами. Потом была пандемия ковида, и только в 2023 году проектом заинтересовались в РЖД. Тогда и была создана компания «Аквагринтек».
– Расскажите, пожалуйста, в доступных терминах о генераторах водорода. Чтобы было понятно широкой аудитории.
- Если просто, то скорость работы двигателя внутреннего сгорания – минимум 1000 оборотов в минуту. Это очень быстро, глаз не может уловить. А если 2-3-6 тысяч оборотов? Проблема в том, что скорость сгорания топлива не так высока, оно просто не успевает сгорать при таких скоростях, вылетает в выхлопную трубу. У старых машин без катализаторов такое можно видеть: чёрный дым идёт, даже пламя вырывается. По сути, это недогоревшее топливо, которое выбрасывается в атмосферу.
- И сразу проявляются два момента: экономия и экология.
- Совершенно верно! Возникает вопрос увеличения скорости горения топлива. Я остановился на водороде. Скорость его горения почти в 10 раз быстрее, чем скорость горения топлива. При этом водород имеет свойство не скапливаться где-то, а мгновенно растворяться в пространстве, в воздухе.
Рамзан Ирипханов:
- Когда так водород попадает в воздушно-топливную смесь, то именно с воздухом, который заходит в двигатель, что происходит? У нас нет отдельного горения водорода с высокой температурой, с большей скоростью. У нас горит полностью вся воздушно-топливная смесь. Горение происходит более быстрое, более эффективное. На выходе более чистые выхлопы. И эффект экономии идёт: моторное масло не закоксовывается и не сгорает.
- На какой сейчас стадии Ваша разработка?
- С конца прошлого года мы собрали несколько собственных генераторов, в феврале провели испытания с Донским государственным техническим университетом в Ростове-на-Дону. На стенде стоял дизельный генератор электроэнергии, при нём – автотрансформатор, чтобы снимать необходимый вольтаж. Когда мы дали водород с кислородом на эту установку, то наши показатели были самыми лучшими: 30% экономии топлива, около 60% прироста электрической мощности и 90% снижения вредных выхлопных выбросов. И масло после проверки более чистое, чем при обычной работе без водорода.
- Вопрос из другой области. Насколько для Вас важна связь с родной республикой?
- У меня были возможности перенести проект и организовать его в Китае, в Краснодарском крае, в любом другом регионе России. Но мне хотелось, чтобы он принес пользу всей России, и при этом – чтобы сама работа организовалась в Грозном. Мы даём возможность нашим молодым людям участвовать в нём. И, кстати, успешно это делаем. Ребята, которые со мной работают, которые нам помогают, очень талантливы.
Рамзан Ирипханов:
- Я думаю, что мы правильно делаем, занимаясь проектом в Грозном. Мы поднимаем грозненскую науку, грозненское студенческое предпринимательство. И меня это тоже очень радует. Мне нравится, что я привез проект сюда.
Когда были какие-то сложности, я думал о том, чтобы перебраться в другой регион, но остался здесь. И дальше здесь останемся. То есть, базой нашего проекта будет Грозный, и мне кажется, это и есть наш путь, по нему надо двигаться и так надо развиваться.
- Ещё один гуманитарный вопрос. Сегодня Чечня бьет рекорды по притоку туристов. Насколько, по Вашему мнению, это важно?
- Туризм – хороший механизм для налаживания связей. Люди приезжают, смотрят, знакомятся с культурой, с обычаями, пробуют местную еду, наслаждаются отдыхом. Когда развивается внутренний туризм, то налаживаются связи между регионами, мы крепче дружим.
Да, нам нужно быть всегда едиными во всём, но при этом ценить культурный код каждого региона. Обмен традиционными ценностями обогащает всех нас.
- Финальный вопрос, о мечтах. Что Вы ещё не сделали, но очень хотели бы сделать в жизни?
– Готов поделиться. Хотим не только оснастить все двигатели внутреннего сгорания нашими установками, чтобы экономить топливо, но и сделать собственные мощности для производства водорода. У нас уже есть установки, которые могут отдельно и кислород, и водород производить. Причём, это малоэлектролитные ячейки, которые можно с собой в рюкзачок положить. Ещё есть идеи по переработке мусора, задумки в области энергетики, в сфере очистки вод, сбора мусора на воде…
Я стараюсь никогда не останавливаться, всегда двигаться дальше. Любую технологию можно придумать, разработать с нуля. Нельзя себя ограничивать в идеях.
Фото: личный архив Рамзана Ирипханова