Валерия Поддаева
Автор

Арочный мост Ставрополья из фантастической долины

На бескрайних ставропольских просторах, где поля уходят горизонтом прямиком к солнцу, а самовольная поросль леса почти укутала долину в зеленую «шаль», находится одна из фантастических локаций некогда важной железнодорожной магистрали

Валерия Поддаева
Автор
15.04.2024

Рядом с населенной Татаркой и шумным Ставрополем, в долине Егорлыка, возвышаются не просто живописные руины, возле которых так и хочется проводить тематические фотосессии и снимать полный метр жанра фэнтэзи, но и настоящий памятник железнодорожного наследия и отголосок дореволюционной культуры мостостроения. Виадук на путевом следовании из Армавира в Ставрополь построили в начале прошлого века. Однако соединять два крупных города ему было суждено меньше двух десятилетий.

Западное «плечо» Туапсинской железной дороги выполняло важную стратегическую миссию, поэтому в Гражданскую войну именно этот транспортный узел был одним из первых уничтоженных. По нему в начале нового столетия шли крупные торговые эшелоны из Сибири. В конце 1918 года, когда армия генерала Врангеля шла к Ставрополю, на мосту произошел взрыв. Одни исследователи склонны к диверсии, другие к обороне южных рубежей. Но так или иначе, живописная железная дорога прекратила свое существование.

В 20-м столетии к строительству моста приступили не только с инженерной точностью, но и с эстетическим вкусом. Арочная конструкция между Ставропольской горой и Недреманным хребтом получилась очень живописная и вписалась в окружающий пейзаж. Высокой ее сделали с целью нивелирования перепадов рельефных высот, что позволяло двигаться груженым поездам с большей надежностью и без крена. Удивительно, но все планы и чертежи сохранились в архиве, однако у современных конструкторов до сих пор есть вопросы об этапах строительства. Возможно, мостостроители прошлого специально внесли «ошибки» в документацию, делая Новокавказский перегон недоступным для злоумышленников. Хотя, эта версия тоже под сомнением у ученых.

В основании монолитные бетонные блоки, а вся кладка опор была выполнена из местного ракушечника. Последний материал, кстати, играет «злую шутку» с памятником. Узкий ветровой коридор вдоль которого расположена разрушенная магистраль полностью влияет на сохранность транспортной линии. Неугомонные ставропольские ветра целенаправленно выдувают на своем пути все преграды, унося за собой мелкодисперсную взвесь истории.

Сегодня от Новокавказской железнодорожной магистрали остались лишь три пролета, которые провожают день на ставропольский просторах. А в арку времени с шести часов после полудня опускается солнце, что на фотоснимках напоминает настоящий дворец огромного огненного шара, который угрюмо отсчитывает возраст забытого моста.

фото: "Нетипичный Ставрополь" (ВКонтакте)