Олег Пономарёв
Автор

От стартапа – к реальному продукту

На Ставрополье реализуются проекты в области инновационного развития региона

Олег Пономарёв
Автор
10.04.2024

В Ставропольском крае готовится к торжественному открытию первый Центр развития технологического предпринимательства. Уже прошла его первая рабочая сессия, в которой принял участие руководитель Минэкономразвития региона Денис Полюбин. Как заявил глава ведомства, открытие Центра будет способствовать достижению технологического суверенитета края.

«Кавказ Сегодня» побеседовал с Андреем Репиным, лидером проекта «Экосистема технологического предпринимательства Ставропольского края» – одним из тех, кто является локомотивом инновационного развития и края, и СКФО в целом.

 

 

- Андрей, что такое технологическое предпринимательство?

- Порою люди думают, что технологии – то, что создают инженеры. Но это верно лишь отчасти. Например, моей первой работой было телевидение, и в 2004 году мы с коллегами в Ставрополе с нуля создавали городскую телерадиостудию, в которой воплотили несколько технологических концепций. Я тогда разработал некий принцип, по которому можно сократить количество людей, занятых в производстве новостей.

 

- Без потери качества процесса и затрат времени?

- Разумеется. Был применён ряд технологичных решений – взаимозаменяемость участников производства, приобретение продвинутого оборудования, оптимизация и автоматизация цифровых процессов и так далее – что позволило сократить количество людей раза в два. Это пример того, как производственная задача превращается в технологическую. И это работа не инженера, а человека, который придумывает, как использовать технологии. А технологии в данном случае являются инструментом для решения задачи.

Далее был ещё более интересный проект, компания «Зелёная точка», где я работал 14 лет. Это провайдер, предоставляющий услуги широкополосного доступа в интернет и цифрового телевидения. Сейчас её выкупила компания МТС, и она работает в 18 городах России.

Я работал там коммерческим директором, но нужно было погружаться и в технологии. Как уже сказал, их создают не только инженеры, но и те, кто обладает видением их практического применения.

 

- Менеджеры?

- В какой-то степени. Я бы назвал их инновационными менеджерами. Людьми, которые хотят что-то поменять в процессе. Ушёл я оттуда потому, что мне нравится создавать что-то новое. А там всё уже было отлажено: задачи ставились не на развитие, а на поддержание статус кво. И я начал заниматься другими проектами, в том числе связанными со студенческими стартапами.

 

Андрей Репин:

Мы не должны забывать, что стартап – это не любой бизнес-старт. Грубо говоря, открытие кафе, парикмахерской или СТО – не стартап, а запуск какого-то традиционного бизнеса. Стартап работает с новой моделью, которой ещё нет на рынке, которую нужно разработать в процессе реализации. Это не то, что продает конечный продукт, а то, что его разрабатывает. Он должен создать некую бизнес-модель, концепцию, новый продукт. Кофейня – традиционный вид бизнеса. Но если у вас в кофейне, например, кофе будут подавать роботы, то это уже похоже на стартап.

 

- Что же касается экосистемы, то я выяснил, что молодежь не может понять, как ей развивать свои стартапы. Как правило, у молодых людей за спиной нет ни опыта, ни знаний, ни проектов. Соответственно, вряд ли они смогут создать серьезный какой-то продукт. И не просто в виде прототипа, а чтобы продать его какому-то инвестору. Или запустить на его основе уже постоянный бизнес. Этим наша структура и помогает заниматься.

 

- Как всё происходит?

- Скажем, в вузе нашли какую-то научную разработку, непонятно какого года, и решили делать из неё стартап. Но мы предлагаем другую задачу. Идём на предприятия, выясняем актуальные потребности. На этой основе и делаем проекты, в которых студентам предлагаем поучаствовать. У нас есть мощные инструменты по работе со стратегиями, по маркетингу, по менеджменту, по финансам. Помогаем идею и найти, и «упаковать».

Сейчас же ситуация в России выглядит так: студенческие проекты получают какой-то грант, ребята регистрируются, что-то стараются сделать. В конечном итоге, отчёт по гранту они сдают, а продукт или какая-то технология на рынке не появляется. Максимум, что они приобретают – это опыт. Но задача государством ставится иная: чтобы продукты появлялись в реальности. Поэтому мы этим занимаемся комплексно.

 

- Каковы ближайшие задачи?

Андрей Репин:

- Текущая задача – полноценно запустить работу Центра. За год мы должны рассмотреть порядка 100 стартапов. Из них выбрать 10 лучших и предоставить им место в своей стартап-студии. Запланированы несколько крупных мероприятий. Это краевой, а может быть и межрегиональный, форум по беспилотникам в преддверии «Архипелага 2024», где будет разработана стратегия беспилотной авиации Ставропольского края.

 

- Также будет форум по аддитивным технологиям – 3D-принтер и всё, что с этим связано. По различным современным технологиям в медицине. Планируем создание медицинского дата-центра, софта, который может обрабатывать данные, собранные в медицинских учреждениях, упрощать жизнь и работу пациентов, и работу врачей с привлечением нейросетей. Осенью планируем проведение большого фестиваля науки и технологий.

Ну и постоянная образовательная программа. Еженедельные образовательные бесплатные мероприятия – мастер-классы, лекции и так далее.

 

- Считается, что любое полезное дело интернационально по сути. У вас тоже полный интернационал?

- Да. Но сам этот вопрос для нас абсолютно не актуален. Я даже не хотел бы на нём акцент делать. Лично для меня совершенно не важно, какой национальности человек, из какой республики приехал.

Мы, например, работаем с СКФУ – крупнейшим вузом Северного Кавказа, в котором учатся ребята из разных регионов, городов. И никому нет никаких преференций, эти преференции просто никому не нужны. В каждом регионе много талантливых ребят. Основная задача – остановить отток кадров, чтобы не уезжали в Москву, Питер, другие города. Чтобы создавали проекты и развивали бизнес здесь, на Северном Кавказе. Вообще, на мой взгляд, сегодняшний Северный Кавказ – одно из самых безопасных, толерантных и благоприятных для бизнеса мест в стране.

 

Фото: личный архив Андрея Репина