Зейнеп Дзарахова, д.и.н., этнограф, мастер ковроделия:
«Сама идея – 100 ковров к ингушской государственности, ко мне, как к этнографу и мастеру ковроделия пришла лет 10 назад, когда я увидела рукописный альбом «Ингушские орнаменты» 1924 года.
Альбом был создан 100 лет назад в рамках археолого-этнографической экспедиции, когда с ними работал наш первый профессиональный художник Хаджи-Бекир Ахриев.
Когда я увидела эти орнаментальные композиции, и эти ковровые композиции были подписаны населенными пунктами, в которых они зарисовывались, я начала исследовать альбом. И уже с 2015 годя, я работаю над изготовлением ковров.
Начало работы показало, что те девочки-мастерицы, которых я обучаю, тоже стали помощниками.
В рамках подготовки этой коллекции ковров, я сделала подколлекции. Это коллекция «Ангушт» - название населенного пункта, в котором 252 года назад был подписан договор вхождения Ингушетии в состав России.
Буквально на прошлой неделе провела еще одну выставку «Насаре» - ковры, зарисованные в Назрановском районе. В горах я проводила выставку небольшую – коллекцию «Горная Ингушетия». Таким образом идет формирование этой огромной коллекции – 100 ковров.
В этих орнаментальных композициях – выражение мысли давно ушедших поколений. В них можно черпать огромный материал. Ковры бывали сигналами об опасности. Если видели ковры с ассиметричными рисунками, то это говорило, что здесь неспокойно, тревожно. А если симметричные образы, то здесь спокойно и жизнь продолжается.
Это удивительное искусство, пришедшее к нам из древних времен и там, в глубинке, помогавшее людям понимать друг друга. И хотелось таким подарком встретить наше 100-летие».
Фото: РИА Новости