Валерия Поддаева
Автор

Известный на весь Союз строитель, который внезапно исчез

Ессентуки в биографии Василия Якубовича не мелькали до 1939 года. Востребованный архитектор, инженер, строитель и скульптор был далек от отдыха и полностью погружен в дела всесоюзной важности, а потом внезапно, под предлогом работы, уехал на курорт

Валерия Поддаева
Автор
01.04.2024

Имя Василия Якубовича вписано в особые вехи советской истории. Он руководил восстановлением Гори после землетрясения, руководил проектом расширения города Киева до двухмиллионной вместимости граждан, преподавал на нескольких кафедрах и создавал архитектурные шедевры советской эпохи. Его выбрали из числа лучших архитекторов для строительства института Маркса и Энгельса в Тифлисе, там же он построил Дворец книги, создал чертежи для Уджарского завода по очистке хлопка и гидрологических сооружений на реке Аракс. Количество его заказов измерялось сотнями и, казалось бы, передовик всесоюзного строительства добился всего, о чем мечтал. Но мечтал Василий Ианнуарьевич вовсе о другом – уехать на родину, на Кавказ.

О родителях будущего светила архитектурной мысли практически неизвестно. По краткой биографии строителя ясно одно, что в Грузии, где родился Василий, семья Якубович была достаточно состоятельной. Зажиточные родственники обеспечили мальчику не только неплохое наследство, но и дали первоклассное образование. В одиннадцать лет он уже был слушателем курса в Дрезденской Академии Художеств, а в 1913, когда исполнилось семнадцать, учился в инженерном институте Николая I, а после дополнил свои знания двухгодичным курсом на археологическом факультете Петербурга. Молодой специалист, который схватывает все налету, оказался «на карандаше» у строительного управления новой страны. Его востребованность позволила Якубовичу уже в двадцать лет сделать карьеру, о которой только мечтали инженеры вдвое старше него самого. Заработок шел в гору, заказы сыпались с самой верхушки власти, но внезапно, архитектор исчез…

«…На крайний случай сообщаю адрес: Ессентуки, Запарковое почтовое отделение до востребования. Почему я здесь? Во исполнение своей давнишней мечты иметь свой угол, свою усадебку, полную плодов и цветов, за которыми я любовно ухаживаю, полной грудью дышать чистым воздухом, физически работать летом в земле и зимой в снегу и не слышать шума и грохота большого города», - письмо такого содержания получил приятель Василия Ианнуарьевича за пару лет до начала Великой Отечественной войны.

Оказалось, все эти годы архитектор мечтал о курорте. Правда, в небольшом городке надолго спрятаться ему не удалось, впрочем, как и сидеть без привычной работы. Правление Водами решили воспользоваться случаем и заказать главный памятник для Курпарка. Символ Советской власти – эпизод из фотокарточки, сделанной в Горках, появился на верхней аллее парка. Товарищ Ленин и товарищ Сталин на скамейке стали едва ли не популярнее всех дореволюционных лечебниц и особняков. Правда, почивать на лаврах еще одного своего творческого успеха и слушать тишину, нарушаемую пением птиц, Якубовичу пришлось недолго. Началась война.

В первый год он оперативно занялся перестройкой торговых рядов в Электролечебницу, разрабатывал основы механических восстановительных терапий и трудился в собственном столярном цеху, сначала для нужд здравниц, а порой и для собственного удовольствия, чтобы отвлечься от сводок с фронта. Известно, что одну из своих работ – резную чернильницу он подарил Клементине Черчилль, которая приехала на Кавминводы изучать госпитальную базу городов после войны.

Последние данные о проживании в Ессентуках мастера датируются 1946 годом. После, он вновь исчез в неизвестном направлении, вероятно, осуществив свою давнюю мечту -оказаться в тишине и окружении цветов.