Валерия Поддаева
Автор

Как столичный врач собрал первую лекарскую школу Кавказа

Иван Семенович Костемеревский родился в 1813 году на бескрайних рязанских просторах в бедной семье священнослужителя

Валерия Поддаева
Автор
12.03.2024

Уроженцу Скопинского уезда невозможно было и мечтать об образовании, больше, чем нескольких классов приходской школы, где преподавал грамоту собственный отец. Но Иван надеялся, что однажды он окончит гимназию, поступит в столичный медицинский и будет лечить людей.

Он прилежно запоминал буквы, складывал слоги, а после уроков надолго оставался в классе, чтобы прочесть книги, которые скромной коллекцией стояли на полках. Он с любопытством ходил в гости к знахарям, травникам и дипломированному старику-лекарю, чтобы как можно быстрее соприкоснуться с наукой своей мечты. Однажды, он узнал, что ведется набор в Императорскую медико-хирургическую академию. Батюшка единственного храма на селе развел руками, ведь в семье таких деньжищ не было. Тогда, решившись на все лишения и тяготы студенческого бремени, Иван отправился в столицу имея при себе только одну поддержку от родителей – благословение.

Костемеревский учился прилежно, показывал высокие результаты: усердствовал, на лекциях не упускал ни строчки, а на практике — шанса задавать вопросы. Жадного до медицины юношу заметили и после выпуска сразу же дали распределение в Белевский егерский полк, который отправлялся на Кавказ.

Дорога для Ивана Семеновича была диковинным путешествием. Прежде ему не доводилось видеть столь огромные исполины, горные террасы, такие настойчивые реки, которые пробивают ущелья и совсем другую жизнь – почти иностранную. Набравшись опыта, его повысили до лекаря Дагестанского конно-иррегулярного полка, где он стал не просто главным по лекарственным снадобьям, а военным полевым хирургом.

Когда Костемеревский прибыл в часть, все его романтичные представления о госпитальном устройстве были развеяны в миг. Не было должного аптечного склада, перевязочной ветоши, не хватало инструментов для элементарных манипуляций. Тогда рязанский доктор сел за письма. За год ему удалось практически невозможное: пошло снабжение от ставропольских коллег, поспели тифлисские медики с конвоем, а столичный госпиталь передал все необходимое для лечения в полевых условиях. Надо отметить, что во время боев Иван Семенович проявлял себя не только как врач, но и отважный боец. Его миротворческая миссия в составе полка принесла ему не только всенародный почет и уважение, но и награды с рекомендательными письмами.

Однако с Кавказа Костемеревский не уехал ни по приглашению в Москву, ни в Петербург, даже размеренные Воды не были ему близки так, как Дагестан. Он решил, что раз медицина здесь пошла в гору, дело его жизни и врачебной чести довести свой «обоз» до вершины. Оставшись врачом Гунибского района, он организовал первую на Кавказе медицинскую школу, вспоминая как ему таковой не хватало в родном уезде средней полосы России. Здесь же он обучал грамотности и русскому языку горцев, которые стремились к образованию. Разумеется, делал это совершенно бесплатно.

За первые десять лет своей работы он оказал помощь почти двадцати тысячам пациентов, при этом подавляющее большинство были дети и женщины. В день количество приемов у врача доходило до 130 визитов. Не ленился он и ходить пешком в отдаленные села, если кому-то требовалось лечение. По дороге он с любопытством изучал природу Дагестана, общался с местными об истории поселений, вел летопись событий, коллекционировал предметы быта, книги, жертвовал собственные средства на строительство учреждений просвещения и здравоохранения.

Всю свою жизнь он посвятил Кавказу, а после смерти завещал все имущество горцам. В 1913 году в столице открыли первый краеведческий музей, куда перенесли из дома первого доктора его наследие, а само хранилище назвали в честь русского лекаря, который вложил в Дагестан всю свою душу.

Фото: Саид Царнаев. РИА Новости