Саният Базоева только поступила в медицинский техникум. Он мечтала лечить бабушкам больные ноги, дедушкам - натруженные руки, а малышне – ангины. Белый халат и накрахмаленный чепец до невозможности шел молодой горянке и уже на первом курсе она знала, что ее выбор сделан совершенно правильно. Расписанные по минутам студенческие будни, вечера в библиотеках и ночи напролет за книгой нарушили страшные короткие сообщения по радио. Вот Паулюс пробил позиции Юго-Западного фронта, уже движется в направлении Воронежа и Старого Оскола. Последняя сводка, которую дома услышала Саният – армия вермахта идет на Сталинград.
Через несколько часов девятнадцатилетняя студентка стояла в военкомате с требованием немедленно отправить ее в санитарный батальон. На Волгу. В комиссариате удивились, но не стали перечить единственной девушке из села, которая так рвалась в бой за Родину.
Саният была распределена в зенитно-артиллерийский полк, который стоял на правобережье. В самом пекле молодая горянка оказывалась ежедневно, и никто из солдат ни разу не видел ужаса в глазах санинструктора. Их Сонечка, так бойцы прозвали девчонку из Кашхатау, бесстрашно доставала раненых солдат из окопов, тащила на себе в штаб, а порой ловко орудовала иглой прямо под обстрелами.
Черный дым окутывал город быстрее, чем спускается на землю ноябрьский туман: без сна и отдыха сталинградцы держали оборону. Сонечка- Саният, бегала от расчета к расчету, когда один из зенитчиков получил смертельное ранение. Поняв, что спасти бойца невозможно, горянка сама встала к орудию. Впервые. Она палила, что есть сил, периодически зажмуривая глаза, а когда увидела, что попала в немецкий самолет по девичьи захлопала в ладоши. В ту же секунду вражеский снайпер сделал выстрел. Саният повезло. Ее окликнули, и пуля попала в руку. Долго лежать в госпитале Базоева не собиралась и уже в следующий бой стояла вместе с братьями.
В рядах советской армии, с санитарной сумкой наперевес, она прошагала полземли. Освобождала Украину и села Румынии, а под Бухарестом немец подловил ненавистную горянку, которая вытаскивала с того света солдат, Осколочное ранение в голову, контузия. У госпиталя в румынской столице столпились однополчане, готовые в память о Сонечке снять головной убор. Но она выжила. В ее измученном лишениями теле еле-еле, но теплилась жизнь. Безмолвно и обездвижено она пролежала до самого мая. А 9 числа, когда в санчасть ворвался солдат с криком: «Ура, победа», Саният второй раз в жизни сказала свое первое слово – «Победа!».
После войны она вернулась в родное село. В потрепанной гимнастерке, военных стертых сапогах, в которых она прошла от Сталинграда до Бухареста и звании лейтенант медицинской службы. Скромный доктор Саният Базоева всю жизнь проработала в больнице Кашхатау и каждый ее пациент знал, что лечит его единственная на селе женщина-участница Великой Отечественной войны.
Фото: РИА Новости