Олег Пономарёв
Автор

Мечты сбываются!

Благотворительный фонд в Нальчике помогает детям вернуть здоровье и радость

Олег Пономарёв
Автор
01.02.2024

 

Красота спасает мир. Но если красота объединяется с добротой, то шансы увеличиваются. Эту простую истину ежедневно подтверждает благотворительный фонд «Мечты сбываются» и его бессменный руководитель Фатима Магомедова.

Кто бывал в Нальчике, наверняка слышал о местном «Арбате» – прогулочной зоне на улице Кабардинской. Именно там и располагается одноименная галерея, продажа картин из которой помогает маленьким пациентам бороться с недугами.

  

Основные средства на благотворительность поступают от постоянных спонсоров. Только за 2023 год помощь детям была оказана 206 раз, перечислено на эти цели свыше 7 млн рублей. Годом раньше сумма составила более 13 млн, а помощь оказывалась 246 раз. За каждой цифрой – чья-то спасённая жизнь, судьба, здоровье, вера в добро.

Основная работа Фатимы Магомедовой – завотделом информполитики Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Кроме того, она член Союза кинематографистов КБР, автор ряда ТВ-проектов. В 2010-м стала обладателем Гран-При 4-го всероссийского фестиваля телевизионных программ ВГТРК.

Фатима также автор двух книг – стихов и прозы, награждена именной медалью Российского Лермонтовского Комитета.

 

- Работа, ТВ, книги, благотворительность… Как всё успеваете?

- Плюс ещё пишу сценарии передач для ОТР – чтобы не растерять творческие навыки. Просто делаю то, что мне нравится…

 

- Вы руководите фондом «Мечты сбываются» с 2016 года. В каких объёмах и скольким детям уже удалось помочь за всё время работы?  

 

Фатима Магомедова:

- Есть дети, которых мы ведём с момента основания фонда. То есть, больному ребёнку требуется, как правило, реабилитация каждые три месяца – если это ребёнок с ДЦП или ещё что-то. Вот каждый месяц мы переводим на лечение детей - от 10 до 20 человек у нас получают лечение. И это немалые суммы. Это может быть 5-6 тысяч, если мы приобретаем лекарства. А если это реабилитация, то может быть и 160, и 170. Мы приобретали и за 200 тысяч коляски достаточно хорошие…

 

- Конечно, у нас каждый год были разные доходы. Случаи разные. Есть разовые, есть постоянные. И дети каждый месяц прибавляются. Всего, я думаю, это более 400 человек. Нужно считать.

Знаете, в чём наше преимущество перед остальными? Мы не ведём сбор средств. Никогда. Не берём у физических лиц, даже когда они сами предлагают.

 

- А как же?

- Когда я открыла фонд, то с самого начала не хотела собирать деньги. Потому что это всякие разговоры. Каждый фонд по закону имеет 20% от собранных средств, и пересуды будут всегда. Но у нас никто не работает, все договоры сама заключаю. Сама перевожу эти деньги. Как учредитель, не имею права даже на зарплату. А зачем мне, если моя семья периодически кладёт на счёт фонда собственные средства? Хотя, конечно, это капля в море в сравнении с ежемесячными пожертвованиями спонсоров... И если я реализую для этих целей свои картины, которых у меня в коллекции более трёхсот...

 

- Раньше у меня спонсоров было больше. Сейчас их осталось два. Прежние не перестали заниматься благотворительностью, они просто направили средства на другие добрые дела. Но детей-то прибавляется! И нужды тоже увеличиваются. Поэтому мы и решили открыть галерею.

Я, конечно, не бизнес-вумен, ничего в этом не смыслю. В первое время была в таком «минусе» сильнейшем! На счёт фонда не могла положить средства, за аренду приходилось платить.

Приходилось… даже не знаю, как сказать. Выкручиваться, выносить из дома… Мне говорили: «Да закрой ты эту богадельню, раздай лучше картины – пользы больше будет». А потом я просто открыла там же, в галерее, небольшой магазин одежды, даже неловко об этом говорить. Но он помогает справляться с арендой. И уже появляются люди, которые покупают полотна.

Вот у нас в конце декабря купил человек 5 картин на 100 тысяч рублей (мы, правда, сделали ему скидку в 41 тысячу). И он их сразу же перечислил на счёт фонда.

 

- Кто он, откуда?

- Местный, из селения Шалушка, зовут Владислав Пантелеев. Удивительный человек! У него пятеро детей, такой внешне простой русский мужчина… Интересный, умный. Преподавал в университете, написал несколько научных книг. И когда он узнал, куда поступили деньги за вырученные картины, на следующий день привёз пол-ГАЗели антисептиков, моющих и гигиенических средств, градусники – для малоимущих семей. Я дала объявления, наши мамочки всё разобрали. И очень его благодарили.

Но нужно подчеркнуть, что основные поступления в фонд всё-таки не от продажи картин, а от постоянных спонсоров. Один проживает в Москве, но родом отсюда. У него пятеро детей, своя стоматологическая клиника. У второго два завода, которые ежемесячно переводят нам средства. В конце каждого месяца я отправляю банковские выписки, и они видят: куда ушло, сколько ушло, сколько осталось.

 

- Расскажите немного о галерее!

 

Фатима Магомедова:

- В основном, живопись. Есть графические работы, но их очень мало. Это масло, холст, акрил. Есть работы, которым по 30 лет. География достаточно обширная – работы художников из разных регионов России, стран ближнего и даже дальнего зарубежья. Несколько из них подарено, всё остальное я понемногу приобретала. Честно говоря, тратила свою зарплату. Мне всегда говорили: «Ну ты сумасшедшая!». Подруги советовали: «Купи себе сапоги новые!». А мне не интересно сапоги. У меня и так всё нормально вроде. А излишки не нужны, мне достаточно.

 

- Искусство интернационально, поскольку несёт в мир общие ценности. Созвучна ли этому работа Вашего фонда? Ваши подопечные – тоже люди разных этносов и религий?

- Конечно! Но об этом, я думаю, даже и говорить не стоит. Это такие очевидные вещи для любого адекватного человека, которые подразумеваются сами собой. Нам совершенно не важно, кто какой национальности или вероисповедания. Никакого значения не имеет, никогда.

Кстати, те, кто больше всех нуждается – очень скромные люди. Им нужно собраться с духом, чтобы обратиться за помощью. Но мы всегда говорим: «Обращайтесь! Пожалуйста! Мы работаем для вас». К нам ведь разные приходят – и покрытые, и непокрытые, и раздетые… Какие угодно.

 

- И все – люди.

- Абсолютно все.

 

Фото – из личного архива Фатимы Магомедовой