Олег Пономарёв
Автор

Играть и учиться

В Ингушетии создали детскую мобильную игру для изучения родного языка

Олег Пономарёв
Автор
23.01.2024

Игра называется «Дош», что в переводе с ингушского означает «слово». Это симулятор жизни на острове, где игрок занимается различными делами, зарабатывая… буквы. Набирая названия предметов с помощью букв, он создаёт новые предметы.

Мы беседуем с Хадисом Костоевым, автором идеи и одним из создателей игрового проекта «Дош».

 

- Хадис, когда пришла идея создания игры?

- В 2009 году я стал работать в организации «Intenzibne». Наш руководитель Гелани Парагульгов собрал команду, в которой я оказался с самого начала. Мы специализируемся на компьютерных мобильных технологиях, делаем крутые проекты.

Идея игры, которая способствует сохранению родного языка, была у нас ещё с 2011 года. А в прошлом году я нашёл финансы, и проект начал реализовываться.

Образовательных игр в таком формате до нас никто не делал. В обычных играх есть определённые ресурсы – деньги, золото, металл, камень, дерево. Но мы заменили это всё буквами. Плюс нашей игры в чём? Там идёт озвучка и задание по правописанию. Если неправильно написал – ты не получишь нужный в ходе игры предмет. То есть, тут очень важно, чтобы дети учились не только произносить слова на родном языке, но и складывать их из правильных букв.

 

Хадис Костоев:

Наш проект рассчитан на возраст от трёх лет. То есть, когда ребёнок начинает говорить вообще. У нас как? Дети сначала ползают, слушают весь окружающий мир, запоминают звуки, потом начинают их произносить. Именно так. У нас так по природе человек начинает говорить. То есть, с трёх лет дети начинают говорить. И мы поэтому поставили такой возрастной уровень. Чтобы им было интуитивно понятно...

 

- Какие ещё, кроме этого, проекты реализованы вашей компанией?

- У нас их было много. Виртуальный гид по горной Ингушетии, по башням… У нас все эти башенные комплексы, в том числе Вовнушки, сделаны в 3D формате. Есть виртуальный Малгобекский музей Великой Отечественной войны и такой же виртуальный Национальный музей Ингушетии, ИГМК. Делали и мобильные игры. Самая большая работа – олдскульная шутер-игра «Дизель Ганс». Кстати, она победила в 2019 году на Всенародном конкурсе разработчиков Epic Games в Минске. Получили Гран-при.

К сожалению, есть много незавершённых проектов из-за отсутствия инвестиций. Были предложения из-за рубежа, с хорошими условиями. Но, как говорится, мы завязаны здесь.

 

- Идея сохранения родного языка важна. И если сами представители этноса не знают и не берегут родной язык – почему это будут делать другие?

- Очень хороший вопрос. По большей части национальные языки вымываются из применения. С появлением мобильных устройств и планшетов вообще началась деградация родного языка – и ингушского, и языков других малых народов

Да, есть люди, желающие, чтобы их дети знали язык. Они оплачивают репетиторов. Но когда ребёнок берёт телефон, а мы знаем, как его трудно от него оторвать – он погружается в любую языковую среду, кроме своей родной. В этом наша цель: чтобы он там нашёл контент именно на своём языке.

Игра «Дош» - не последняя на ингушском. Мы постараемся сделать и другие проекты с учётом этого. Нужно больше контента! И если он будет доступен хотя бы 10-20-30 минут в день, то дети, во всяком случае, будут запоминать слова своего языка.

Мы консультировались с педагогами, психологами, лингвистами. Это была комплексная работа. Да, там ещё много нужно чего сделать. Мы работаем, продолжаем развивать проект.

Наша цель – создание контента. Кто не хочет им пользоваться – никто его не заставляет. Но те, кто хочет, должны иметь эту возможность. Мы получаем колоссальную обратную связь и видим, что наша работа востребована.

 

- Но язык – это ведь не только способ общения. Это и мышление, это и характер, и наследие. Правильно?

- Обязательно. Каждый язык имеет свою эмоциональную и смысловую нагрузку. Идентификация человека происходит по языку. Ты думаешь на том языке, на котором говоришь. Если я называю себя ингушом, но разговариваю и мыслю на другом языке, то какой я ингуш? Бог изначально создал людей по языкам. Язык – душа народа.

 

- Вы говорили, что хотите создать аналоги «Дош» на языках других народов, в том числе кавказских.  

- Многие из нас не знают этносы своей страны. Но, проходя на каждом таком языке игру, человек будет знакомиться с народами России, хотя бы на начальном уровне. Мы ведь часто бываем в разных регионах. И если я, например, приеду в Казань и буду знать хотя бы 20 слов на татарском – меня хорошо примут. Это очень сближает.

Когда приезжают сюда ребята и пытаются говорить на ингушском, то для меня это большая радость. Такого человека я готов обнять, потому что он проявляет уважение, здоровый интерес. К нему всегда чувствуешь доверие.

Я приведу спортивную аналогию. Если боксёр изучает другие виды единоборств, то он становится универсальным бойцом. Он становится непобедимым. В языках точно так же. Для образованного человека нет преград. Он может где угодно, с кем угодно, о чём угодно договариваться, находить общий язык. И мы, со своей стороны, пытаемся что-то сделать в этом направлении.

 

- Вы получали грант на «Машуке». Насколько это было важно?

- Грант «Машука» нам очень помог. Я знаю и других ребят, которые с помощью грантов реализовали свои проекты. Активная молодёжь становится взрослой и реализует уже большие проекты. Это очень полезный опыт. Кроме того, такие форумы сплачивают народы. Ребята там тесно общаются, а дружба, приобретённая в молодости, остаётся навсегда.

 

- И финальный вопрос: планы.

- Надеемся на сотрудничество с фондом Михаила Гуцериева «Сафмар», который собирается открывать в республике IT-парк и акселератор «Школа 21». Есть намерение предложить им участие в завершении проектов, которые у нас пока лежат «на полке». Например, «Шёлковый путь», виртуальный музей по горной Ингушетии. Есть несколько и других незавершённых проектов. В том числе, в игровом формате. Если это получится – будет круто.

 

 

Фото – из личного архива Хадиса Костоева