Упрямая статистика уже почти век говорит о том, что несмотря на то, что Старый Новый год россияне считают одним из самых странных праздников, отмечают его шумно и вкусно 70% населения.
Календарный «переполох» и как следствие дополнительный праздник плюсом пришел в Россию вместе со сменой власти. Революционеры не желали иметь ничего общего с пережитками имперского режима, в том числе и календарь. Поэтому легким росчерком пера нового правительства юлианское летоисчисление уступило место григорианскому. Впрочем, в этой перестройке был и дипломатический расчет: для эффективного ведения международных дел невозможно было получать из Европы «письма будущего». На почтовых штемпелях порой была указана дата, которая еще не наступила в России.
Династии правителей России до 1917 года считали эталонным правило летоисчисления, сформулированное еще в Римской империи. Григорианский же появился только в 16 веке, то есть почти за век до появления на политической арене династии Романовых. Он отличался особенной точностью и включал в себя последние знания об устройстве Вселенной. Календари по мистической случайности разошлись ровно на 13 дней.
В феврале 1918-го, в новой стране Советов издали особенный декрет: «Установление в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления» и отмотали пленку на 13 дней назад. С новыми правилами согласились не все: церковь выступила решительно против, но власть тогда это особо не интересовало, поскольку указ об отчуждении веры от государства был давно подписан. Те же, кто по убеждениям тоже считал правильный календарь царский, продолжили праздновать новый год после Рождества Христова и окончания поста в дату, которая выпала в календаре на 13-й день января. Вскоре к ним присоединились и те, кто тоже был не против повторить праздник. Идея такого веселого времяпрепровождения так понравилась народу, что это стало традицией, которая практически неукоснительно соблюдается даже век спустя.
Любопытная деталь, но 13 января было и славянским праздником – Васильевым днем, который в народе почитался как покровитель скота, задабривали и Мару (Марену) Зимнюю – свирепую богиню славянского пантеона. Вечер этого дня называли еще Щедрым – потому что на столы накрывались самые богатые яства, дарили друг другу подарки и приглашали гостей с добрыми помыслами. Кстати, на южных рубежах Руси 13 января называли Овсень – делали специальный крупяной отвар и угощали родных, рассыпали по дому зерно, призывая урожай – в целом происходящие отдаленно напоминает нынешние колядки.
Впрочем, если не углубляться в религию и не вдаваться в споры о правильности празднования, то воспринимать Щедрый вечер или Старый Новый год можно как еще одну добрую традицию – собираться семьей за одним столом, желая друг другу счастья.
Фото: Владимир Рогалевич. РИА Новости