В неизменном виде ее можно найти на архивных семейных фотокарточках у бабушек, которые с большой долей вероятности ездили по советской курсовке отдыхать, а кто-то даже замечает сходство с нарядным Петергофом, как, например, великий князь Михаил Романов.
Стеклянная струя, пруд необычной формы и беседка, декорированная разноцветным стеклом, точно мозаикой – украшение и гордость Национального кисловодского парка уже более ста лет. Говорят, композицию построили, вдохновившись фонтанами Петергофа. Но прежде, чем объект стал эстетическим, его использовали как народный колодец и даже как целительные купели.
С незапамятных времен местные жители ходили на холодный родник за водой для бытовых нужд. Ключ в долине реки Ольховки был пресным и находился неподалеку от жилых «кварталов» разрастающегося курорта. Температура воды в нем была не выше семи градусов независимо от сезона, поэтому его так и назвали родник Семиградусный. Вскоре, возрастающая популярность туристического региона, которая привлекла сюда знахарей, целителей и дипломированных врачей, привела к тому, что и этот родник стали «прописывать» больным. Его принимали как внутрь, так и наружно – окунаясь в почти ледяную воду, чтоб изгнать душевные и телесные хвори. В 1860 году бассейн купальни был расширен, а пол застелен для удобства деревом.
Спустя двадцать лет новое Правление решило перестроить популярную народную купальню и соорудило пруд неподалеку. То ли по задумке проектировщиков, то ли по инженерной ошибке новый бассейн вышел достаточно оригинальной и причудливой формы с мягкими очертаниями. Известно, что в этом месте любил отдыхать Наместник Кавказский Михаил Николаевич Романов – частный гость Кисловодска вплоть до 1881 года. Липовую аллею рядом, со специальной для титулованного гостя скамейкой назвали Великокняжеской. Для радости глаз Наместника и всего водяного общества вскоре над бассейном устроили кирпичную сень по типу беседки. Стрельчатые арки были украшены разноцветными стеклами, а в подпорной стене сделали отверстия для стока вод – оно и стало главным гидрологическим шедевром. Необычную развязку оформили в мавританском стиле, «усадили» горгулий-охранниц, а пол устелили плиточным «восточным ковриком». Сам водопад получился крайне живописным. Прозрачная вода отражала блики точно стекло, отсюда и закрепилось название.
В годы Гражданской войны мозаика сводов была безвозвратно утеряна, как и искусственная подсветка, которую оборудовали в начале 20 века как курортную диковинку. Восстановить былую восточную роскошь удалось только после Великой Отечественной войны.
Сейчас Стеклянная струя и Зеркальный пруд – элемент паркового декора: здесь давно не пьют воду и не принимают ванны. Разве что местные мальчишки с закатанными до колен брюками, каждое лето вылавливают монетки, которые по традиции бросают, загадывая желание отдыхающие.
Фото: Алексей Даничев. РИА Новости