Виктория Шухова
Автор

Билет во взрослую жизнь. Как горцы становились мужчинами

Становление мужчины на Кавказе издавна являлось не просто вопросом определенного возраста, а глубокой традицией и обязанностью, которые следовали за новым статусом

Виктория Шухова
Автор
13.12.2023

С 15 лет, к примеру, чеченский юноша проходил обряды, которые давали ему и новые права, и предъявляли строгие требования. Детство заканчивалось у горца ровно тогда, когда он мог разделить ответственность за своих родных, односельчан и родину в целом. Его поступки могли либо прославить род, либо опозорить на многие века.

С глубокой древности чеченцы ждали 15-летия с особым трепетом. Именно в этом возрасте проводился обряд инициации юкъ ехкар. Неизвестно точных дат возникновения национальной традиции, но сами правила неукоснительно соблюдаются по сей день – чистый дом и празднично накрытый щедрый стол. При важном моменте могли присутствовать не только родственники, но и другая молодежь. Вступление во взрослую жизнь сопровождал старший рода. Пояс становился тем элементом нового статуса, который мог выглядеть по-разному в зависимости от возможностей каждой конкретной семьи. Но именно его носили с честью, а снять могли только в исключительных случаях. Помимо пояса, молодой горец получал папаху- национальный символ, и кинжал – знак мужества, иногда еще и черкеску. Итак, дорогой подарок оказывался у тех юношей, чье поведение не вызывало сомнений у старшего поколения.

После ритуального совершеннолетия молодые люди допускались на сельские сходы, получали право голоса, замещения старшего от семьи на собраниях, таким образом располагая всеми «взрослыми» правами. Вместе с новой привилегией, юноша должен был взять на себя и равные хозяйственные нагрузки. К примеру, в дагестанских селах Казбековского, Шамильского, Унцукульского и некоторых других районах обряд совершеннолетия исторически был связан с фактами побегов молодых воинов из родного дома для участия в походах на соседние территории. Для того, чтобы удержать сына дома до определенного возраста, проводился обряд посвящения, который давал уже определенную волю действиям. Тогда отец будущего воина готовил не только ритуальный пояс, но и хорошую лошадь, полное обмундирование, включающее башлык, винтовку и кинжал. Свою силу горец демонстрировал сначала на показательных состязаниях по джигитовке, а потом в доме – перепахивая землю, закалывая барана и заготавливая дрова. Джамаат открывал свои двери перед юношей только после успешной сдачи всех «экзаменов».

Интересный случай, связанный с обрядовым поясом описан историком Саид-Магомедом Хасиевым. Имам Шамиль в калужской ссылке после известия о рождении сына у Николая II снял свой пояс и положил возле себя. От него ждали реакции, не обратив внимание на важный жест. А в то время он значил мир и мирное сосуществование, что ценилось намного больше, чем какие-либо дары.

А вот у ингушей «опоясывание» происходило по-своему. Перед тем, как преподнести пояс своему сыну, отец отправлял юношу в горы с «голыми руками» - без еды и оружия. Пройдя с честью такое испытание на выживание, горец получал право считаться взрослым. «Если ты сын пса, то скули, как голодный щенок, если ты сын волка, добывай удачу клыками»,- говорили старшие рода.

Фото: Яков Берлинер. РИА Новости