На Ермоловской аллее в 1859 появилась деревянная галерея в готическом стиле, которую нарекли Николаевским вокзалом, где вечерами собиралось все водяное общество. На широкой просторной лоджии галереи были устроены килевидные арки, по бокам появились башенки с ризалитами и шпилями. У такого вокзального «балкончика» под открытым небом было предназначение, вовсе не связанное с пассажиропотоком. Сюда не подходили поезда, не было конторы по контролю прибывших – здесь витала творческая и музыкальная атмосфера.
И все же, почему вокзал оказался в самом оживленном туристическом центре? Мало кто задумывается и еще меньше тех, кто знает, но «вокзал» – это обывательское сокращение театрального дела – «вокальный зал». Такое определение транспортной станции впервые зафиксировали в Петербурге в Павловском парке, где эстрадный зал располагался неподалеку от железнодорожного пункта конечной ветки. Депо поездов так и прозвали – станция «вокзал». Кстати, любопытная деталь – Кисловодская филармония также расположена на финише рельсовой магистрали и тоже именовалась залом.
Но вернемся на Горячие Воды. Ежедневно летом, со дня постройки, здесь проходили оркестровые концерты. Выступали лучшие полковые коллективы, в разгар сезона приглашали артистов, певцов, а композиторы давали здесь премьеры. Для «башенок» тоже нашли применение – в одной располагался музей геогностики, в другой – почтовое отделение и пункт продажи билетов. По фасадным часам подводились все куранты города, здесь же был установлен первый на курорте почтовый ящик, а в мае 1875 года отсюда, как от главной туристической точки, стали уходить дилижансы.
Николаевский вокзал пользовался большой популярностью – его достраивали и расширяли, открывали кофейни, водопродажные, библиотеки. Здесь можно было почитать свежие газеты и журналы, взять в прокат новинку публицистики, а в большом Казённом ресторане заказать лучший табльдот.
Николаевский вокзал в виде большого развлекательного, как бы сейчас сказали, центра просуществовал до 1918 года. Тогда при устройстве парка Цветник курзал стал лишним. Его большая территория потребовалась для посадки экзотического пальмового сектора и банановых клумб.
Оставшийся партер стал не более чем декорациями, а сейчас о том, что в Цветнике был свой вокзал знают лишь краеведы и, возможно, уличные музыканты, которые у подножия Машука вечерами дают маленькие концерты.
Фото: Игнатович. РИА Новости