Малышами Сапралиев называет 270-килограммовых бычков. Им по 9 месяцев и телята только зачислены в ингушские «ясли». У каждого черного безрогого красавчика абердин-ангусской породы номерная бирочка – с датой рождения, ветсправкой и весом на момент покупки. Накануне нашего разговора завершился их перегон маршрутом Элиста-Назрановский район.
- 180 бычков пригнал красивых, пухленьких таких. Только закончили с загоном, покормили. Рано утром пойду, проверю, кто сколько съел: важно не перекормить, они с дороги – уставшие, стресс заедают, а это плохо для них, - говорит, словно о людях, Абубакар Мусаевич. В 2017, у меня было 3 бычка, да корова – мало казалось. Сегодня 250 и тоже мало. Надо больше работать, еще покупать.
Шесть лет назад Абубакар Сапралиев, человек воспитанный селом и к труду приученный, решил расширить свое хозяйство. Чтобы не только себе, но и людям. Обратился за господдержкой, аргументировал свои намерения, на полученный грант начал расширяться. Сначала на ферме прибавилось десять бычков, на следующий год их стало 50, а сегодня их на 200 голов больше. Кроме «яслей» или откормочной площадки – у Сапралиева есть собственное зернохранилище на 500 тонн, элеватор на 4 тонны, крытый сеновал, где можно одномоментно вместить до тысячи тюков сена и стойла для животных.
- У меня кроме бычков еще бараны. Среди них есть два «боевика» - я их так любя называю. Вот, не поверите, они сами табун пасут лучше любой собаки. Да, что там, к ним даже собаки не подходят, они на них сразу рогами идут. Горе у меня было, когда один из них приболел, я двадцать тысяч потратил, чтобы вылечить и все благополучно. Свирепые для чужих, ко мне подходят – ластятся. Чувствуют, что я к животным добр.
Растянувшись на асфальте, под солнышком, на ферме Сапралиева дежурят и другие «охранники». Мимо них не то, что полевка не пробежит к зерну, воробьи облетают стороной. Речь о котах, которые ответственны на ферме за чужаков. Несмотря на плотный график Абубакар находит время каждого- потрепать за ушком, когда идет проверять новых воспитанников.
Телята проживут на ферме примерно месяцев девять. Пока их вес не достигнет 350 килограммов чистого мяса. За рационом и состоянием здоровья бычков следит тщательно, кормит только экологическими кормами, своевременно делает прививки и водит в ветлечебницу.
- Я сам не забиваю, не могу как-то. У меня есть помощники, которые работают по этому направлению. Часто спрашивают, не жалко ли мне: ведь столько труда, сил вкладываю, привыкаю. Жалко, конечно. Но они для это и разводятся: на мясо. В день в среднем заказывают 3-4 бычка. Это почти полторы тонны мяса мы отгружаем предприятиям на переработку или продажу свежего продукта. Сейчас с Москвой договорились, будем поставлять им.
В планах Сапралиева увеличивать поголовье и дальше, масштабировать свои угодья. В помощниках у него три сына и наемный работник. Рук хватает, - признается Абубакар, проводя весь световой день либо на ферме, либо разъезжая по организационным делам самой фермы.
- Во всем должен быть рост, чем бы ты не занимался, - уверен ингушский предприниматель, - ты это не только для себя делаешь, но и пример для других. Если таких как я будет еще больше, в разных отраслях, то мы будем полностью независимы от мирового рынка.
фото из личного архива А.Сапралиева