Олег Пономарёв
Автор

«Магический культурный треугольник»

Искусство Северного Кавказа достойно представлено на ведущих творческих площадках России

Олег Пономарёв
Автор
24.10.2023

Мурат Калов родился в городе Тында Амурской области, но вырос и учился в Нальчике, где окончил музыкальную школу и вокальное отделение колледжа культуры и искусств. В 2007 году поступил в ГИТИС на специальность «режиссёр музыкального театра». Окончил курс народных артистов Александра Тителя и Игоря Ясуловича. Работал в различных театрах Москвы. На данный момент уже третий год является главным режиссёром Государственной филармонии для детей и молодёжи Санкт-Петербурга. В его активе постановка целого ряда спектаклей, как музыкальных, так и драматических. Также ставит спектакли в театрах Нальчика и Владикавказа.

 

 

- Мурат, такой культурный обмен Северного Кавказа с Северной столицей ассоциируется с именами Юрия Темирканова, Валерия Гергиева… Нельзя не заметить «магический культурный треугольник»: Нальчик – Владикавказ - Петербург. Почему, на Ваш взгляд, именно Северная столица становится культурным магнитом для уроженцев Северного Кавказа?

- В моём варианте это, наверное, дело случая. Я дружу с первого класса с Муратом Кабардоковым (российский композитор, народный артист КБРРед.). Когда мы оба окончили учёбу – он консерваторию, а я ГИТИС – то Мурат написал оперу «Русалочка» и предложил мне её поставить. Я работал в то время в Москве, он – в Петербурге. Тогда я и познакомился с главным дирижёром филармонии Санкт-Петербурга Михаилом Голиковым. Оперу мы поставили в 2019 году, а уже через год мне предложили перебраться в Петербург и занять должность главного режиссёра филармонии на постоянной основе. Здесь сейчас и работаю.

 

- У Вас скоро будет премьера мюзикла «12 стульев» во Владикавказе. Насколько традиционен сюжет и формат спектакля? Ждут ли зрителя сюрпризы?

- Мы с художественным руководителем театра во Владикавказе Гиви Валиевым обсуждали много вариантов. Понимаем, насколько это произведение все знают и помнят… не говоря уж про два замечательных фильма по роману – Гайдая и Захарова. Понимаем, что будет трудно уйти от ассоциаций с ними. Поэтому взяли за основу музыку Геннадия Гладкова и оставили в фильме все любимые и узнаваемые песни, музыку. Но также пригласили в творческую команду композитора Мурата Кабардокова – из того самого «творческого магического треугольника». Взяв за основу музыку Гладкова, Мурат её чуть-чуть доработал, плюс дописал свою музыку. Получилось порядка 20 номеров на 45-50 минут чистого музыкального времени. Это полноценное соавторство Гладкова и Кабардокова, которые вместе работают над музыкальной драматургией спектакля.

 

От редакции: К великому сожалению, 16 октября народный артист РФ Геннадий Гладков скончался на 89-м году жизни, не дожив до премьеры «12 стульев», которая пройдёт во Владикавказе 11 ноября, считаные дни.

 

Мурат Калов:

- С точки зрения «ожиданностей и неожиданностей», мы полностью придерживаемся сюжета романа. Но с точки зрения перемещения героев в какое-то место действия - оставили за собой право пофантазировать на тему, и зрителей ждёт очень приятный сюрприз. С визуальной точки зрения мы будем близки к попаданию в то, что ему знакомо. Потому что роман изначально настолько уникальный, что в любое время, начиная с момента его написания в 1927 году, он актуален буквально всегда, даже сейчас. И поэтому мы совмещаем то, что происходит в романе, с тем, что происходит сейчас в нашей жизни. Всё это выглядит как современное сочетание. И мне кажется, что это будет интересно.

 

- У Вас остаются тесные творческие связи с Кабардино-Балкарией. Почему, на Ваш взгляд, важно держаться национальных корней?

- Для меня это важно потому, что всё, чем я богат, с точки зрения знаний, с точки зрения культуры и ценностей – всё это дала мне моя республика. Всё это дал мне мой народ, моя культура, которая меня взрастила, которая поколениями вкладывалась в молодёжь. Как говорят, мы это впитали с молоком матери – и Адыгэ Хабзэ, и все наши традиции, и культуру. И мы, уроженцы Северного Кавказа, должны гордиться не только тем, чего достигли наши земляки Юрий Хатуевич Темирканов и Валерий Абисалович Гергиев, но и многим другим.

 

Мурат Калов:

- Мы должны гордиться этим, брать с них пример, но при этом продолжать и пробовать искать свои пути, чтобы делать свой вклад в культуру и развитие республики. Чтобы как можно больше людей узнали о нашей культуре, о тех замечательных талантливых людях, которые работают в республике. Потому что Северный Кавказ действительно богат, все регионы, на людей, на «брильянты» творчества – поэтов, драматургов, композиторов. И мне кажется, наша задача, молодёжи, которая работает сейчас, это достойно продолжать и приумножать развитие культуры в нашем регионе, в нашей стране в целом. Что мы и пытаемся делать. В том числе, благодаря такому «мостику культурному» между Нальчиком, Москвой, Санкт-Петербургом, Владикавказом…

 

- Это также привлечение для работы специалистов из других городов, из других сфер, благодаря чему мы обмениваемся творческим опытом, безусловно обогащаемся и становимся ценнее, сильнее. Те же Мурат Кабардоков и Михаил Голиков очень много делают концертов – из Петербурга в Нальчик, с Симфоническим оркестром Ленинградской области. Они записали альбом «Симфонии Кавказа», за что им большое спасибо.

Работа ведётся в разных направлениях. И это, безусловно, наша задача и миссия, которую мы стараемся планомерно развивать.

 

(продолжение следует)

 

Фото – из личного архива Мурата Калова