Алина Акоефф, военный историк, генеалог, журналист, кинорежиссер:
«Это мемориал на Братской могиле в Фиагдоне. Там были очень тяжелые бои в 1942 году. И, в рамках уже многолетней работы с Северо-Осетинским филиалом «Русгидро» (они уже более 10 лет выделяют средства, у них существует программа по восстановлению Братских могил и памятников, связанных с Великой Отечественной войной), мы его сделали.
Это камень, на котором нанесены имена. Сами подрядчики, бизнесмены Ардонского района провели еще ремонт дорожки, благоустройство, лавочки. С нашей стороны, мы сделали списки погибших. Провели обширную поисковую работу.
В данном случае, где-то около сотни бойцов мы не стали наносить на мемориал, потому что у них оказалось место захоронения чуть в стороне, километра на два. И мы достоверно не знаем, перезахоронили их оттуда или нет. Мы передали поисковому отряду эту информацию, указали место и, видимо, в следующем сезоне мы будем проверять это место на предмет наличия там захоронения. Если там нет захоронения, то еще около ста человек добавится на мемориал.
Сейчас будет подниматься вопрос о воинском захоронении в районе Гизеля. Это, так называемое, захоронение «Моряк». Памятник 62-й Отдельной морской бригаде, которая, практически вся погибла под Гизелью.
Памятник надо спасать, потому что при строительстве дороги не учли, что на обочине есть памятник и не сделали к нему ни съездов, ни сходов. За те годы, когда к нему никто не приходил, он, конечно, обветшал. И, понятно, что там будет идти речь о перезахоронении, куда-то в более доступное место».
Фото: Владимир Вяткин. РИА Новости