На представительном мероприятии обсуждены изменения политического и экономического ландшафта мира, развитие новых форм и инструментов взаимодействия с зарубежными партнёрами, выстраивание новых транспортно-логистических коридоров и производственных цепочек, гуманитарная политика России за рубежом.
Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», заместитель директора Евразийского учебного института МГИМО, доктор политических наук, профессор РАН Олег Барабанов ответил на вопросы портала «Кавказ Сегодня».
- Олег Николаевич, как Вы оцениваете сегодняшнюю геополитическую обстановку, и насколько форум в Железноводске отвечает на запрос текущего момента?
- Геополитическая обстановка коренным образом изменилась после 24 февраля, и мы видим полный разрыв России и Запада. Очевидно, что это надолго. И понятна тенденция по переориентировке и российских политических контактов, и экономических связей и общественных коммуникаций на «незападные» страны. О повороте России на Восток начали говорить ещё раньше, примерно с конца нулевых годов. Но тогда больше подразумевался Дальний Восток, китайское направление. А сейчас активно выстраиваются связи и с исламским миром, а в этом году проходил второй саммит «Россия – Африка» в Петербурге, где были достаточно интересные результаты. Уже после саммита началась работа, в том числе, по продвижению российских проектов в сфере атомной энергетики, гидроэлектростанций, добычи полезных ископаемых и так далее...
Мы привыкли, что наш основной партнёр – Европа. Но ситуация изменилась, открываются новые рынки, появляются новые возможности. И форум своевременно на это реагирует.
- Форум собрал делегации стран Азии, Средиземноморского региона и Ближнего Востока. Фиксирует ли такой состав гостей геополитическое положение Северного Кавказа или он является отражением новых реалий во внешней политике для всей нашей страны?
- Мне кажется, что здесь играет роль географическая близость региона. Хотя на форуме присутствуют онлайн и китайские участники. Но было бы странным, если бы Северный Кавказ развивал свои связи, в первую очередь, с Китаем. Это всё-таки очень далеко. А с относительно близкими соседями это как раз важно. С теми же иранцами, поскольку Иран сейчас активно выходит на российский рынок, в том числе – на рынок гостеприимства. Иранские тургруппы ездят в Сочи, уже на Кавминводы начинается поток туристов. Поэтому география здесь играет свою роль.
- Насколько на Северном Кавказе удаётся адаптировать ситуацию под растущий туристический поток?
- Во-первых, в силу сложившейся ситуации в гражданской авиации, южные аэропорты – и Сочи, и Минводы, и Махачкала – в определённой степени стали пересадочными хабами. Отсюда появилось много новых рейсов: в тот же Дубай, в Тель-Авив, в Турцию. И они тем самым выполняют важную функцию, поскольку пассажирский поток из России по понятным причинам ограничен несколькими транзитными пунктами. Здесь роль аэропортов Северного Кавказа очевидно возрастает.
Также можно наблюдать возрастание потока туристов по самой России, в том числе в регионы Северного Кавказа. Везде есть туристские достопримечательности, интересная природа… Понятно, что это требует от жителей региона, от туристской сферы оперативно реагировать на запрос. Это возможность для новых инвестиций, для расширения гостиничных ресурсов, для роста малого бизнеса. Понятно, что есть вопросы, как это всё обустроить. Но я приезжаю на Кавминводы уже несколько лет, был также на конференции в Махачкале – и лично у меня к уровню сервиса нет никаких претензий.
- Насколько важно, по Вашему мнению, дальнейшее развитие международного транспортного коридора в юго-восточном направлении, в контексте логистического потенциала Северного Кавказа?
- Об этом коридоре говорят уже давно. В том числе, на этой конференции мы обсуждали его детали, различные возможные маршруты. Но сейчас у него появляются дополнительные перспективы. С одной стороны, он становится стратегически важным для России в целом: опять же, в связи с закрытостью западных маршрутов. С другой стороны, мы сейчас видим резкий рост товарооборота между Россией и Индией. Понятно, что он завязан на усилении поставок российской нефти в Индию, но за этим постепенно подтянутся и другие товарные группы. А для связей с Индией очень большое значение имеет логистика, поскольку напрямую по суше практически не проехать из-за сложных отношений Индии с Китаем и Пакистаном из-за географических факторов. И здесь проект транспортного коридора Россия – Азербайджан – Иран в перспективе замыкается на морские поставки из Ирана в Индию. Это в значительной степени облегчает логистику, делает её более дешёвой, чем по другим дальним маршрутам. То есть, здесь международное значение этого проекта возрастает и для России, и для Индии, и для Ирана, который становится важнейшей транзитной страной.
Понятно, что для Северного Кавказа этот проект приобретает ключевое значение. На форуме шла речь о том, что идёт процесс активной модернизации и аэропортов региона, планируется улучшение проходимости и магистральной автотрассы – есть проект обхода Хасавюрта и Махачкалы. Если это реализуется, регион действительно выиграет.
- Какую роль в развитии публичной дипломатии может сыграть молодёжь Северного Кавказа?
- В следующем году на Юге России планируется проведение Всемирного фестиваля молодёжи, который пройдёт в Сириусе – первой федеральной территории страны. Туда планируется пригласить 20 тысяч активистов и студентов как раз из «незападных стран». В том числе из стран исламского мира. И здесь молодёжные проекты из регионов Северного Кавказа могут быть достойно представлены. С одной стороны, это позволит хорошо презентовать регионы на международной арене, закрепить партнёрские связи. А поскольку за молодёжью будущее – диалог между молодёжными и студенческими организациями трудно переоценить.
Форум проводится Северо-Кавказским институтом – филиалом РАНХиГС при поддержке Фонда Горчакова, Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, Общественной палаты РФ. Форум является открытой дискуссионная площадкой для экспертного обсуждения государством, институтами гражданского общества и бизнесом вопросов, связанных с приоритетами развития страны в целом и ее геостратегического региона – Северного Кавказа.
Фото предоставлено пресс-службой Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС