Т. Горшельд. "Пленение Шамиля"
Мюнхенский художник, отравился на Кавказ в самый разгар военных действий и прошагал с кистью в руках километры горных долин и ущелий.
Рисовать Кавказ немецкий художник начал еще в юности. Студент мюнхенской художественной академии, расписывал холсты горными пейзажами, с которыми знаком был только благодаря стихам. Свои романтические зарисовки он называл «Фантазиями о Кавказе». И когда в 1858 году на горизонте забрезжила возможность поездки в Россию, он немедля продал всю коллекцию алжирских картин и все деньги потратил на мечту.
Молодому живописцу-баталисту, о котором знало художественное общество империи, дали сразу несколько рекомендательных писем, подсобил русский посол в Мюнхене. Так, 29-летний Теодор Горшельт стал волонтером Кавказского штаба Императорской Армии. Походная жизнь со всеми ее сложностями совершенно не пугали художника, наоборот, во всех светских лишениях он черпал вдохновение. Теодор вызывался в экспедиции в Дагестан и Чечню. Сопровождал полковников и генералов в походах, во время которых делал не только иллюстрации исторических событий, но и писал пейзажи, портреты, фиксировал быт горских народов. Штатного рисовальщика солдаты любили, уважали и считали его русским до глубины души – ведь он так тонко чувствовал Россию и любимый им Кавказ.
Горшельт был перфекционистом. Однажды, он полностью уничтожил зарисовку боя, которая была почти готова. Ему показалась иллюстрация не сильно «живой». Картину переписал по памяти и получив самое взыскательное одобрение – свое собственное, сдал работу командованию. Писать Теодору приходилось в самых неподходящих для этого условиях: без мастерской, палитры красок, мольберта и даже без измерительных чертежных инструментов. Солдаты шутили, если рисовальщик вышел в затишье с карандашом, значить быть буре. Чаще всего так и выходило. Когда Горшельт усаживался на склоне зафиксировать нежные утренние лучи, которые точно рукой проводят по горной цепи – тут же раздавался выстрел.
Русский немец был свидетелем ключевых событий Кавказской войны, все они благодаря ему засвидетельствованы в графике и даже цвете. Его картины эпизодами событий у горных исполинов получали золотые медали и гран-при на международных выставках. Так, «Русская артиллерия в Чечне» произвела настоящий фурор на Мюнхенском вернисаже. Картина, выполненная в необычной технике, снискала восторженные отзывы критиков: написана она была смесью мела, угля и пера. Горшельт придумал ее сам. За рисунок ему присудили оплату 500 рублей серебром.
Вернувшись в Петербург в 1860 году, Теодор Горшельт высочайшим повелением императора был возведен в чин академика живописи, ему была выделена собственная мастерская, где писал сам и обучал учеников. Вскоре художник вновь засобирался на Кавказ, но семейные обстоятельства вынудили его прежде заехать на родину. В Мюнхене Теодор сильно простудился и скоропостижно скончался. После смерти талантливого живописца , Александр II выкупил все его кавказские зарисовки из частных коллекций и подарил Академии Художеств.