Будущий зодчий родился в 1840 году в семье государственного служащего. Юноша получил достойное домашнее образование: прочные знания дали ему возможность выбрать университет, и Владимир Грозмани решает связать свою жизнь с градостроительством. Выпустился он не только с красным дипломом строителя, но и в чине коллежского секретаря.
Молодого архитектора распределяют во Владикавказ, где перспективный Грозмани получает должность городского архитектора. Первое за что берется инженер – строительство мостов через Терек и укрепление речных берегов. Выросший на берегах Невы, ему эта технология была хорошо знакома. Так мосты появились в Моздоке, станицах Михайловская и Слепцовская, мост из дерева в сто саженей спроектировали в Урухском районе.
Слава о молодом, талантливом и вдумчивом архитекторе мгновенно облетела всю округу. Заинтересовались зодчим на стремительно развивающихся Водах. Владимир Иосифович брался за несколько проектов одновременно и мог курировать их дистанционно: пока возводил одно здание, не расставался с чертежами совершенно иного объекта. Так, точно грибы, в разных уголках Кавказа появлялись общественные здания, храмы, училища и курортные здравницы. Отличительной чертой и почерком зодчего, ставшего на Кавказе своим, стала кирпичная эклектика с фрагментами русского стиля.
Среди самых громких проектов Грозмани -Ермоловские ванны и Михаило-Архангельский храм в Пятигорске, в Кабардино-Балкарии появилась церковь, его росчерк утвердил женскую гимназию, которая позже стала Северо-Осетинским государственным университетом, дом инженеров в Кисловодске. О частных домах, усадьбах и гостиницах говорить не приходится, в каждом из городов находился заказчик благолепия от Грозмани. Однако, сам Владимир Александрович главным своим достижением всю жизнь считал часовню Александра Невского во Владикавказе. Вместе с бароном Штейнгелем на средства прихожан по разрешению епархии был построен храм в честь спасения августейшей семьи императора-миротворца в катастрофе на железной дороге. Место было выбрано не случайно – землю, над которой возвели купол, благословила сама природа – здесь бил целебный источник. Бытует мнение, что поклониться алтарю заезжал сам Александр III.
Владимир Иосифович Грозмани был влюблен в Кавказ, в чем признавался своим товарищам и коллегам. Его не привлекли ни столичные должности, ни новые чины. Он обосновался в горном краю и уезжал из дома только по рабочей необходимости. Отдыхал от строительных будней мастер в общественно-полезном ремесле. Был попечителем ремесленных советов, Ольгинской гимназии, областного Терского музея, добивался справедливости по отношению к заключенным и потерявшим кров.
Дети Грозмани, хоть и получили столичное образование, по примеру отца вернулись на родные кавказские просторы. Старший Михаил работал в аграрном секторе, а Владимир закончил инженерный факультет и трудился всю свою жизнь во Владикавказе, завершив строительные работы, начатые знаменитым отцом.
Фото: Алексей Даничев. РИА Новости