Диана Меликян
Автор

Юсуф Аушев. Не позволить погаснуть звезде искусства

Юсуф из Ингушетии создает картины, не используя красок. Все, что ему нужно – гвозди, цветные нити и молоток. А еще – большое желание «делиться» искусством с ровесниками и своими усилиями развивать республику

Диана Меликян
Автор
30.08.2023

Техника, в которой работает юноша, называется стринг-арт. Это своеобразная графика, но не цифровая, к которой тянется молодое поколение, а полностью ручная. Свою первую работу он создал ко дню рождения мамы в 13 лет, а уже сейчас проводит благотворительные мастер-классы в школах, колледжах и университетах и борется с желанием молодежи навсегда покидать Ингушетию.

– Сохранять в себе ребенка нужно всегда?

Определенно. Внутреннего ребенка можно назвать верой в лучшую жизнь, в лучших людей. Наверное, когда умирает этот ребенок, умирает и вера: наступает отчаяние, разочарование во всем.

– Существует ли талант, или это усердие и любовь к своему делу?

Есть врожденные задатки, но надо дать шанс им проявиться полностью. Некоторые люди просто живут и осознают, что у них есть талант к чему-то, но ничего для этого не делают, игнорируют события, ниспосланные судьбой. У меня, например, творческие наклонности были всегда, но началось все со дня рождения мамы, когда я остался без денег. И вспомнил, что лучший подарок – созданный своими руками.

– Поддержка семьи в начале пути перевешивает критику окружающих?

Да, ведь со стороны общества идёт непосредственная критика, и как-то ты перестаёшь верить в себя, создаются рамки, комплексы, и многие просто из-за неодобрения бросают любимое дело, а семья в любом случае тебя поддерживает. Даже если что-то не получается, ты всегда в это веришь. Это твои родные люди, и, хочешь не хочешь, ты больше ценишь их мнение, их отношение к себе, а они искренне радуются твоим успехам.

–  Ты являешься представителем поколения Z, уже вырос в цифровой среде. Почему в таком юном возрасте ты нашел отдушину в «ручном» творчестве?

Стринг-арт – это не просто картины из гвоздей и нитей. Они же связаны между собой и похожи на молекулярную цепь. Это некое объединение, которое из себя что-то больше складывает – один общий организм. Так и в жизни. Я часто в этом плане упоминаю команду на примере Ассоциации ремесленников Ингушетии, частью которой сам являюсь. Мы ведь работаем не на благо организации, а на развитие молодежи посредством постоянных мероприятий в школах, колледжах и университетах. И делаем это, чтобы привлечь внимание молодого поколения. Да, мы – поколение Z, которое все больше отходит от ручного труда. Соответственно, он как-то меньше ценится в наших глазах, и уже люди не получают такого удовольствия даже от походов в музей, как это было, наверное, лет 40-50 назад. Мои бабушки и дедушки, например, копили деньги, ходили на экскурсии, чтобы познавать культуру, а сейчас такого ажиотажа нет. И наша идея направлена не совсем на то, чтобы привлечь к ручному труду, а вернуть интерес к искусству в принципе.

– Есть ли шанс, что эта ценность, любовь к созерцательному вернется?

В той мере, как это было раньше, – нет. Наверное, это сравнимо с угасающей звездой, который излучает последний свет. И смысл в том, чтобы не дать полностью погаснуть звезде искусства. Сейчас даже в высших слоях общества искусство измеряется материально: люди платят за него будто вкладываются в акции. И наша Ассоциация – не только я, но и вся команда, – некие путеводители в том, чтобы оставаться на плаву.

– Есть ли предел совершенству?

Есть предел для конкретного человека, когда он уже не может больше из себя «выжать», но, как говорится: «Одна голова – хорошо, две – еще лучше». Всё можно дополнять и улучшать, если вы – команда.

– О чём ты мечтаешь?

Каждый раз, когда слышу, как местная молодёжь горит желанием уехать из республики вообще навсегда, становится больно. А мы как раз этим и занимаемся, что представляем республику в хорошем свете. И моя мечта – поднять ее, сделать так, чтобы отсюда не хотели уезжать. И если не я, то сделают это мои потомки.

Фото: Личный архив Юсуфа Аушева