Валерия Поддаева
Автор

Бельгийский город-призрак в долине Осетии

Маленький город с нетипичной для Кавказа архитектурой скрылся в Алагирском ущелье, всего лишь в 70 километрах от шумного Владикавказа

Валерия Поддаева
Автор
01.09.2023

Если не знать, что за магистральным тоннелем есть неприметный поворот на Садон, то кружить по трассе можно долго. Некогда процветающий город добытчиков руды стал призраком.

В начале 19 века, когда началось активное исследование земли предгорья и горной местности на предмет полезных ископаемых, в долине Алагира нашли полиметаллическую руду. Съехавшиеся сюда геологи-экспедиторы, по полевому обыкновению, создали здесь небольшое поселение для временного проживания, бытовых и рабочих нужд. А когда в 1886 году земля была сдана в аренду бельгийским промышленникам, в ущелье случился строительный бум. Поселок геологов стал похож на городок-архитекторов. Каменные здания европейской планировки и необычного стиля вырастали точно грибы.  Добытчики руды и химики превратили свою «шахту» в мини-столицу для геологов. 

В советские годы сюда съезжались специалисты-горняки со всей страны. Добытая руда отправлялась на предприятия, снабжая «промышленную революцию». В годы Великой Отечественной войны Садон превратился в тыловую кузницу. Здесь добывали свинец и медь для нужд фронта. Горно-металлургический комбинат ковал свою победу. 

Шли годы, и стремительное развитие Садона остановил распад Советского Союза. В начале 90-х прошлого века на рудниках и комбинате еще теплилась жизнь, но спустя пару лет вовсе угасла. Комбинат прекратил работу, но в поселке городского типа продолжала кипеть жизнь. Школьники по утрам бежали на занятия, взрослые шли на работу или ехали в соседние поселки, в магазинах пахло свежим хлебом.

А 2002 году пришла беда. Когда жители Садона разошлись с улиц, завели будильники и легли спать, грянула большая вода. Река Садонка в считанные минуты вышла из берегов, затопив сразу два поселка – Садон и Галон. Были погибшие, кто не успел покинуть свои красивые дома в европейском стиле из местного надежного камня. Более 500 семей эвакуировали с места природной трагедии. А когда вода и сель ушли, стало понятно – восстанавливать обитель рудодобытчиков не рентабельно. 

Сегодня на условной площади Садона стоит красивый полукруглый дом. А на балкончиках выставлены цветы. 20 лет назад нашлись те, кто все же вернулся в город своих предков. 

На весь Садон здесь проживает порядка 10 семей, хотя такого населенного пункта как административной единицы нет. Власти уважают желание людей жить на земле предков, включая население города-призрака в соседнюю Мизуру. Туда, кстати, местные возят детей в садик. Многочисленные родственники, оставшихся здесь семей, приезжают летом насладиться красотой гор. Но больше всего гостей в Садоне к 9 мая. К чудом уцелевшему памятнику погибшим в годы войны несут венки и цветы. В основном это потомки тех, кто в далеких сороковых не покинул рабочего места, добывая победу из недр кавказской земли.

Фото: Денис Абрамов. РИА Новости