И тут, как всегда, возникает вопрос выбора: смириться или бороться? Сложить руки или противостоять бездействию некоторых «ответственных» лиц? Сабрина выбрала активную позицию и на этом пути достигла значительных успехов.
Умную, красивую, хрупкую, но очень сильную духом девушку знают в столице Дагестана многие. С конца 2020 года она руководит проектом «Монитор доступной среды», сотрудничая с республиканской общественной организацией «Монитор пациентов и ЖКХ». Каждый день Сабрина едет с окраины города в центр, чтобы мониторить объекты доступной среды для инвалидов. Сейчас занимается тротуарами: с прошлого года этой работой охвачены почти все центральные улицы. По судебным искам на проблемных участках установлены пандусы, без которых люди на колясках просто не могут попасть туда, куда им нужно.
- Сабрина, инвалидов не слишком видно на улицах. А если их нет – вроде бы нет и проблемы. Что делать для исправления ситуации? Предусмотрены ли для этого средства в бюджетах разного уровня? Достаточен ли уровень общественного сознания?
- Средства для организации доступной среды предусмотрены. Они выделяются ежегодно. А почему это не делается в полной мере… Пока некоторые люди сами не столкнутся с такой ситуацией, они не видят проблем. И обществу самому приходится отстаивать свою точку зрения – требовать, чтобы права не нарушались.
- Есть мнение, что сегодня полноценной жизнью можно жить, даже с ограниченными физическими возможностями. Онлайн-услуги в сфере образования, развлечений, творчества, физкультуры… Способен ли, на Ваш взгляд, интернет компенсировать недостаток физической активности инвалидов?
- Онлайн-ресурсы не заменят живого общения и живого участия во всех этих проектах. Хочется выходить в люди, общаться наравне со всеми. Я сама не раз проходила онлайн-обучение, на себе это испытала. Там не получаешь тех знаний, которые можешь получить очно.
- Нужна ли специализированная онлайн-платформа по вопросам нерешаемых вопросов доступной среды, для жалоб, предложений?
Сабрина Алиева:
- В принципе, эти жалобы можно оставлять и в телеграм-каналах, в других социальных сетях. Но не всегда онлайн-жалоба работает, не всегда она срабатывает. Даже на своём опыте могу сказать: процедура такая, что мы направляем досудебное заявление в организацию. И если они в течение 30-40 дней не устраняют нарушения, подаём иски. И вот у нас в плане устранения нарушения на тротуарах не было за два года ни разу, чтобы что-то было сделано в досудебном порядке. Все нарушения устраняются только по исполнительному производству.
Ситуация, если честно, обескураживает. Чаще всего требования по организации доступной среды со стороны нарушителей выполняются только после решения суда. Всего исков в суд за два года подано уже больше ста. Но даже судебное решение не всегда действует, пока чиновник не получит исполнительный лист. Намного проще и быстрее работать с госучреждениями: они устраняют нарушения даже в досудебном порядке. Однако там, где задействованы городские структуры ЖКХ, всё сложнее.
В республиканских СМИ широко освещалась ситуация, когда на защиту прав инвалидов в помощь руководителю «Мониторинга доступной среды» встал глава Дагестана Сергей Меликов. Но неужели обязательно нужно привлекать первое лицо, чтобы ответственные лица делали то, что обязаны делать?
- Я тоже не раз им говорила: «Неужели вам нужно вмешательство главы республики, даже по мелочам? Почему вы всегда ждёте, пока, извините за выражение, вам не дадут по башке? Почему это нельзя сделать сразу? - комментирует Сабрина и приводит яркий пример.
По одному из тротуаров «Монитор доступной среды» обратился в ЖКХ города ещё в 2021 году. Нужно было просто убрать высокий бордюр, мешающий проезду, даже без обустройства пандуса или съезда. Просто убрать! За два года, до апреля 2023 года, не сделано ничего. И когда 25 июля было вынесено судебное решение, из организации пришёл ответ: всё будет сделано до конца июля. Уже идёт август: бордюр как стоял, так и стоит.
Нужно ли кардинально менять психологию чиновникам? Да. И срочно! СМИ широко комментировали случай, когда на одном из судебных заседаний юрист ответчика заявил: «Права Алиевой заканчиваются за пределами её двора…». В каком бы контексте это ни было сказано – подобное не только произносить вслух, но и держать в голове недопустимо.
Сабрина Алиева:
- Именно из-за таких людей, которые работают в этих организациях, нет людей с ограниченными возможностями на улицах. Пока работают люди, которые считают, что мы не имеем права выходить дальше своего двора, вы не будете видеть людей с ограниченными возможностями в городе.
Стараешься ведь не только для себя. Хочется, чтобы комфортно было всем. Чтобы у всех были равные возможности. Мы живём в 21 веке, и я считаю, что у нас такие же права: и учиться, и работать, и посещать кафе и кинотеатры. Хотелось бы, чтобы и эти люди всё это поняли в конце концов. И приняли.
Интересы Сабрины далеко не ограничиваются защитой маломобильных граждан. Эта удивительная девушка является ежегодной участницей международного фестиваля «Танцы на колясках», который проходит в Санкт-Петербурге. Участвовала в нём уже дважды, надеется поехать и в этом году.
С 2011 года она участвует в работе благотворительного фонда «Благосфера»: посещает детские дома, дома престарелых, онкологический центр. Проводятся мастер-классы, учебные, творческие программы…
Есть ещё один проект в рамках Агентства стратегических инициатив, защита которого предстоит в декабре – Сабрина обещает рассказать о нём позже. А о главной своей цели она говорит уверенно и твёрдо:
- Главная цель – сделать хотя бы наш город, хотя бы столицу нашей республики, комфортной и доступной для всех. Для всех!
Фото из личного архива Сабрины Алиевой