Валерия Поддаева
Автор

В долине Ардона: пять причин посетить Кассарское ущелье

Северный склон Большого Кавказа — один из самых привлекательных мест для путешественников. Изобилие ущелий, долин, рек и озер впечатляет даже самого искушенного путника

Валерия Поддаева
Автор
03.07.2023

По дороге из села Бурон вас встретит ущелье Кассар или по-осетински Къаасарагом. Дикая красота скального коридора практически не тронута цивилизаций: здесь, каждый камень хранит память ушедших эпох.

По следам Царевича Грузинского. Первые литературные упоминания Кассарского ущелья появилось в трудах историка и географа Вахуши Багратиони, больше известного под прозвищем царевича Грузинского. Исследуя рельефы, он был одним из первых ученых, определивших эту местность, как самую густонаселенную и плодородную часть горного Кавказа. В его заметках есть подробные описания геологической разведки 1745 года, во время которой Багратиони обнаружил свинцовую руду, серебро, серу и селитру. К трудам ученого вернулись в двадцатом веке, когда исследования вышли на новый технологический уровень. В ходе ряда экспедиций специалисты сопоставили находку бронзовому веку, ориентировочно рубежу второго и первого тысячелетия до нашей эры.

Зарамагское озеро. Наибольшее количество разных артефактов прошлого было найдено в Зарамагской котловине, которую сейчас занимает огромное водохранилище. Найденные здесь предметы указывали на качество жизни народов: каждая пядь земли возделывалась, на альпийских пастбищах процветало скотоводство, а удобное географическое положение делало ущелье одним из ключевых торговых городов на карте политической и культурной жизни эпохи. Во времена хазарского каганата здесь находился арабский форпост, отсюда и необычное название, что в переводе означает «крепость» или «замок»

Транскавказская магистраль. Географически, да, впрочем, фактически Кассарское ущелье — это продолжение соседа — Ардонского ущелья. Именно в селе Бурон каменный коридор раздваивается и начинается единственная дорога, которая связывает Северную и Южную Осетию, Россию и Закавказье.

Ледопады и великаны. Туристические тропы сюда не зарастают во все сезоны: летом гиды привозят группы посмотреть, как тонкие косы водопадов прорезают скалы, превращаясь зимой в ледопады. Складывается впечатление, что кто-то одним движением останавливает время в ущелье. Спешащая с вершин вода замерзает, не успев коснуться подножия. Многие сравнивают ледяное великолепие форм с замком Снежной королевы. В хорошую погоду из Кассара видны практически все ключевые исполины Осетии — пик Плиева, Вилса и Шульгина, а также гремящая гора Кальпер, которая не пускает к себе путников сильными камнепадами.

Колыбель литературы. Кроме живописных окрестностей, в ущелье находится одна из главных осетинских святынь — Мыкалгабырта, где стоит памятник героя нартского эпоса Батрадза. Считается, что именно здесь упала одна из трех слез бога из-за погибели славного война. С тех пор, земля долины и ущелья стала плодородной, а хлебопашцы приходили на это место просить богатый урожай. Сейчас это место оформлено как мемориальный комплекс, мимо которого не проезжает ни один турист.  А подъезжая к концу ущелья вы увидите стоящего на склоне мужчину в белом. Огромная скульптура осетинского поэта Коста Хетагурова гостеприимно встречает в своем родовом селении Нур.

фото: Свиридова. РИА Новости