Диана Меликян
Автор

Наталья Ледовских. Разговаривать с детьми на языке искусства

Худрук первого частного кукольного театра на Ставрополье о том, как искусство может помочь детям с особенностями, чему театр учит взрослых и детей и почему спектакли – это не только развлечение

Диана Меликян
Автор
22.06.2023

Кукольный театр «Добрый жук» – дело семейное. В 2010 году Наталья Ледовских основала его при поддержке брата и мамы за счет собственных средств, а сейчас вместе с командой они ставят и играют новые спектакли, ездят по городам края, открывают форматы инклюзивного образования и организуют мастер-классы для особенных детей. 

– Если весь мир – театр, а люди в нем…?

- В моей философии, если весь мир – театр, то люди в нем сами выбирают, какую роль они играют. Ни судьба, ни внешние факторы – не приоритет. Бывают экономические, политические волнения, но то, как поступить в этих ситуациях, с самим собой договориться и отрефлексировать – вот сила человека.

– Будучи взрослым, не убивать в себе ребенка – важно?

- Тут важно не уходить в крайность. Например, истории про «порадовать своего внутреннего ребенка» мне не близки. Как и детская позиция, когда все тебе должны. Я могу радоваться как взрослый человек, дурачиться и хулиганить как взрослый человек, а вот инфантилизм в зрелом возрасте меня всегда смущает, но это выбор каждого. 

– Мы живем в мире, где огромное влияние на детей оказывают соцсети, яркие в кино и мультфильмах. Почему сейчас особенно важно разговаривать с молодым поколением на языке искусства?

- Так называемое клиповое мышление, о котором вы говорите, началось еще в 2000-х. А когда появились кинотеатры 3D, 5D, много, кто говорил: «Театр будет умирать». Не будет! Это аутентичное искусство – для детей сейчас это уже, наоборот, новинка.

Допустим, сейчас понятное дело, дети не всегда могут сами себя занять. Если раньше они могли сесть на ковер и что-то сами придумывать, то теперь за это уже отвечают гаджеты. Гаджеты тоже развивают много разных навыков, но все-таки работа со своим мозгом и воображением дает больше возможностей познавать этот мир, и мы на мастер-классах показываем, как с помощью рук можно придумать целый спектакль.

– Кукольный театр, если брать его как форму искусства, это синтез драматургии, литературы, игры: за счет этого он несет более глубокие смыслы, чем просто развлечение. Какие они в рамках вашего видения?

- Театр кукол велик тем, что это театр обобщения, символа, и за каждым элементом может стоять целый смысловой пласт. Каждый спектакль в основе содержит несколько проблем. Дети видят свои проблемы, взрослые – другие.  У нас есть спектакль «Веселый жеребенок», который остается без друзей. И на моменте, когда герой в одиночестве идет и плачет, дети порой из зала говорят: «Жеребенок, мы с тобой будем дружить». Это сочувствие, сопереживание, соучастие – вечные человеческие темы, которые никак не будут меняться даже при клиповом мышлении.

– С 2021 года вы реализуете соц. проект, который поддержал Фонд культурных инициатив – «Шаг навстречу». Это такой формат мастер-классов, через которые дети социально адаптируются?

- Направление мастер-классов, в котором мы работаем по гранту, ориентировано на детей с особенностями психического развития и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Наша команда ездила даже в самые далекие уголки Ставропольского края, проводила спектакли и мастер классы обучающие.

Упражнения для всех – одни и те же, подход – разный. Но у нас есть единое требование: ко всем детям мы относимся одинаково. Понятно, что мы учитываем физические составляющие ребенка, но помочь выполнить какие-то упражнения по мелкой моторике, чтобы он приложил усилия, – обязательно. Любое приложенное усилие от родителя или от педагога и плюс еще усилия от ребенка дает результат.

– Обычно такие проекты рождаются у тех, у кого когда-то наболело. Как «наболело» у вас?

- У меня история про чистую случайность. Однажды мы приехали в Михайловский социальный центр, а нам сказали: «Здесь дети больше 9 минут на месте сидеть не могут». А мы сыграли спектакль для них, и дети смотрели все 35 минут неподвижно. И такие спектакли в центре участились, а мне пришлось освоить новую профессию. При этом мы не восхваляем то, чем занимаемся. Вот этого благоговейного аспекта нет – мы просто делаем свою работу.

– Главное не то, что происходит на сцене, а то, как меняются зрители внутри?

- Через призму каждой истории зритель видит себя, идентифицирует проблемы героев со своими проблемами. И проблемы детей нельзя преуменьшать – они в детском саду уже многое переживают. 

Сейчас мы готовим новый спектакль «Вслед за солнцем» – он уже будет на основе кавказских сказок. Это трогательная история про лисенка, которого все считают трусом. Опять проблема: трусливый-храбрый, кого может зацепить эмоционально? И ребенка, и взрослого, потому что взрослый тоже может бояться сделать какое-то действие. Хотя, мне кажется, взрослые реагируют острее, когда выходят со спектакля со слезами на глазах: значит, их зацепило.

– Чему нас учат дети?

- Терпению, мудрости, легкому восприятия мира. Взрослый человек ведь даже не всегда может попросить о помощи. А дети могут научить как раз этой «легкости».

Фото предоставлено Н. Ледовских