Олег Пономарёв
Автор

«Истина должна быть простой»

Ногайский музыкант и режиссёр стремится сохранить в своём творчестве самобытность и красоту традиций родного этноса

Олег Пономарёв
Автор
22.05.2023

«Если живёшь и не приносишь пользу своему народу, то зачем нужна такая жизнь?» - эта мысль не только звучит в фильме «Камбак» («Перекати-поле») режиссёра Ислама Сатырова, но и красной нитью проходит через всё его творчество.

Музыкант, композитор, звукооператор, сценарист, режиссёр… Ислам родился в Каясуле, сейчас живёт в Минеральных Водах. Окончил эстрадно-джазовое отделение Астраханского музыкального колледжа (саксофон), играл на множестве инструментов, потом потянулся к этнике и освоил домбру. Играл вместе с Асау (Арсланбеком Султанбековым), известным ногайским музыкантом, виртуозом домбры. Участвовал во многих проектах и фестивалях, снимал фильмы. Имеет награды за достижения как в области музыки, так и в кино.

 

-  Алексей Архиповский делает шедевры на трёх струнах балалайки, а Вы играете на двух струнах домбры. Такой ли простой является её простота? Чем является домбра для ногайцев? Отражает ли дух народа? 

- Да. Я думаю, домбра и та музыка, которая из неё извлекается, лучше всего отражают дух нашего народа. Потому что аскетичность есть и в форме инструмента, и в музыке. Потому что мало голосов. Ногайцы степной народ: по сути – ничего визуально лишнего. Есть земля, небо, человек и всё. И инструмент такой же простой. На самом деле, я тоже к этому прихожу: всё должно быть максимально просто. Даже есть такая фраза: «Истина должна быть простой. Если её нельзя просто выразить – значит, это уже не истина». Это применимо и к музыке, и ко многим вещам.

 

Голос домбры – лейтмотив фильма «Камбак», о котором нужно сказать особо. Сатыров снял уже несколько кинолент – полнометражные документальные, художественные короткометражки. Но именно «Перекати поле» является программным полотном, которое заслуживает обязательного просмотра. Множество геолокаций, где проживают ногайцы, связаны темой дороги. Музыка, лица людей, искренние чувства, честные слова – та самая живая жизнь, которая понятна всем. Рождение, смерть, любовь, семья, быт, заботы, тревоги… Обычная жизнь степного этноса. Потрясающий фильм, снятый без малейшего пафоса, просто и пронзительно.  

 

- Ислам, почему важно сохранить культурный код своего народа?

- Я много путешествую. Был в Европе, Азии, в разных странах. И меня привлекают не достопримечательности, а люди. Простые люди, любой национальности. Как правило, именно обычный человек и является носителем культурного кода. Общаюсь с ними и вижу: мы одновременно и отличаемся, и есть в нас что-то общее. Мир прекрасен в своём многообразии.

В дороге часто вижу степь. Многие думают: «Ну что степь? Она ж некрасивая: ничего нету, голая земля… Вот горы – это красиво!». Кто-то скажет, что море – это красиво. Или джунгли, или пустыня. Но для чего тогда человек путешествует? Всё ведь познаётся в сравнении. Если бы вся планета у нас была в горах, человек не ценил бы их красоту. Море, леса, пустыня – во всём есть своя красота. Я человек верующий, и для меня в этом есть некий замысел Бога: в этом многообразии Он выражает себя. Человек с помощью творения познаёт Творца.

В Европе большие проблемы с сохранением национальной идентичности. А у венгров, например, это ещё есть. Мы объездили всю Венгрию. Были в провинциях, где живут пастухи, пасут скот, поют песни. Люди там собираются в круг, устраивают застолья и поют хором. Когда такое видишь, понимаешь: это нельзя променять на песни, которые в каких-то чартах MTV. Это несравнимые вещи. Здесь – время, века, а там – фастфуд. Сегодня в чартах одно, завтра другое…

 

- Есть мнение, что взаимообогащение культурой разных этносов – богатство и сила. Как на этот вопрос Вы отвечаете сами для себя?

- Это самое главное. Если человек изучает свою культуру, принимает её, практикует в жизни, изучает свой язык, осознаёт важность всего этого – у него, мне кажется, будет автоматическое уважение к культуре, к языкам, да и в принципе к другим народам. Если же мы говорим об унификации (всё человечество, например - одна биомасса какая-то), то никому это не будет интересно. Просто все живут одинаково: все ходят в Макдоналдс, все ездят на одних машинах, поют одни и те же песни, в одних джинсах ходят… Теряется при этом индивидуальность как народа, так и человека…

 

А ещё Ислам Сатыров – большой патриот Северного Кавказа:

   - У меня случай был: летел из Будапешта в Москву. Рядом сидела парочка пожилых супругов. Познакомились, разговорились. Они всю жизнь прожили в Москве, откуда по России особо не ездили. Пара отдыхала на Балатоне, известном курорте, я там тоже бывал. Спрашиваю: «Понравилось?» - «Да. Всё время ездим - подлечиться, отдохнуть…». Говорю: «Странно ехать за границу, когда у нас есть, как минимум, не хуже. Вы были на Кавказе?».  Жена: «Ой, нет, вы что! Я туда никогда не поеду! У вас там стреляют, взрывают…». Я рассмеялся: глупости, мол. Нет такого. Спрашивают: «А вы где на Кавказе живёте?» - «Ставрополье». И тут она выдаёт: «А это Россия?». Мужу её самому неловко стало …

Я пытался им рассказать. Говорил: вы только приезжайте к нам: этот ваш Балатон «нервно курит в сторонке». У нас есть и горы, и озёра, и термальные источники, леса, лыжи, джипы – всё, что хотите. Но не смог их убедить…

 

- Есть ли у Вас мечта?

- По сути, это даже не мечта, а цель, которая передо мной стоит. Всё то, о чём мы говорили, я хотел бы транслировать в своих проектах. Все мои убеждения, ценности и взгляды мне хотелось бы донести до большего количества людей.