Владимир Князев
Автор

Евгений Сженов: «Еще на этапе школы мы должны моделировать будущее молодых специалистов»

Эксклюзивное блиц-интервью для «Кавказ Сегодня»

Владимир Князев
Автор
05.05.2023

Как построить эффективную систему прогнозирования рынка труда и чем сможет помочь федеральная программа «Кадровый оператор» в создании баланса между спросом и предложением вакансий? Эти и другие вопросы обсуждались с научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущим экспертом Института образования НИУ ВШЭ, Евгением Сженовым.

- Евгений Станиславович, могли бы вы сформулировать основные проблемы ранка труда на Северном Кавказе?

- Они не сегодняшние. Они созревали годами. Другой вопрос, что сейчас они начинают решаться. А в число проблем, в первую очередь, входит дисбаланс того, чему учат университеты и колледжи и потребность региона. Условно, университет готовит 200 юристов, а региону нужно 50. Соответственно, мы изначально прогнозируем, что 150 человек уедет. Другая проблема – отсутствие единой точки сборки, где есть работодатель и промышленность, есть региональные власти, есть федеральные власти. Потому что у федеральных властей, я имею в виду разные профильные министерства, нет еще синхронизации в построении работы, когда мы еще на этапе школы начинаем моделировать будущее тех, кто поступит в колледжи, университеты, потом выпустятся и начнут работать. Это и должна быть сквозная линия, которая будет пронизывать и промышленность, и региональные, и федеральные власти.

- Кадровый оператор. Способен ли он стать тем синхронизирующим центром, о котором вы говорите? Или это лишь удобный инструмент? Сможет ли он сбалансировать спрос и предложение, соискателя и работодателя, вузы, средне-специальные учебные заведения?

- Этот, безусловно, перспективный проект может стать хорошим инструментом и подспорьем для формирования точек силы, центров. Нужна более четкая статистика для прогноза: сколько человек нам понадобится, например, в IT-сфере через год, два, три, пять лет, каким университетам дать деньги на подготовку специалистов. То же самое в колледжах. Вот развивается сейчас федеральный проект «Профессионалитет». Это про спайку работодателей, промышленности, в том числе, высокотехнологичной, с колледжами. Что нужно укреплять, чтобы ребята, которые решили стать операторами высокоточных станков с прогрессивным софтом, ехали не в Казань, не в Москву или Петербург, а оставались здесь, в регионе.

- Насколько реально сделать прогнозы по занятости для молодых людей на те же два, пять лет?

- Это реально. Сейчас есть все необходимые инструменты для этого. Есть уполномоченные организации. Например, практически, при всех вузах региона созданы Центры компетенций совместно с Президентской платформой «Россия – страна возможностей», совместно с работодателями – компаниями, работающими в регионе, при поддержке Минобр РФ. То есть инструменты существуют.  Вопрос – насколько полноценно мы ими воспользуемся. Я надеюсь, что проект «Кадровый оператор» возьмет в свою обойму этот инструментарий.

- Как работодателю в нашем регионе сделать свое предложение по вакансии, независимо, это юрист или слесарь, наиболее привлекательным?

- Люди ищут вакансию, подходящую под их компетенцию, опыт. Соответственно, если работодатели предлагают конкретные вакансии выпускнику вуза или колледжа, уже опытному человеку с приобретенными компетенциями, то они должны сделать так, чтобы человек находил эту вакансию по месту жительства, у себя в регионе. Неважно, сельская это местность или мегаполис. Работодателям надо постараться сделать так, чтобы те возможности, которые есть в компании, проецировались в конкретные компании. Это первое. Второе – выбор работы еще на этапе обучения в колледжах и вузах. Здесь работодатель часто недорабатывает. То есть, они ждут готового выпускника, когда он придет с дипломом. А нужно еще на этапе обучения увидеть этого талантливого мальчика или девочку и вести их. Мы очень надеемся, что работодатели здесь включатся сильнее.

-