Олег Пономарёв
Автор

Оружейная связь времён

Культурно-историческое наследие предков сохраняется мастерами из Северной Осетии

Олег Пономарёв
Автор
27.04.2023

Аслан и Виталий Алборовы живут и работают во Владикавказе, в мастерской «Арион», создают предметы древнего скифо-сарматского холодного оружия и экипировки по археологическим образцам. Работы Алборовых имеют огромный успех на выставках, а отдельные образцы украшают интерьеры известнейших людей.

 

- Сколько уже лет этим занимаетесь? Как всё начиналось?

- Аслан: У меня был друг, Саша Тебиев, ещё со школы. Он окончил художественное училище, работал в ювелирке. Смотрел на его работу и восхищался. В какой-то момент он предложил мне самому попробовать, я согласился. Начинали работу вместе с братом Виталием. И вот уже больше 30 лет этим занимаемся.

 

-  Есть ли у братьев свои специализации?

- Аслан: Виталий - гениальный человек: все орнаменты сам составляет, продумывает узоры, композицию деталей. А вообще, кто работает в нашей мастерской - универсалы, умеют всё. Но действуем как единый организм.  

- Ваши работы достойны лучших музеев мира. Говорят, что они украшают интерьеры первых лиц...

- Аслан: Делали экземпляры оружия и для президента Путина. А ранее – для Ельцина, Черномырдина, Филатова, Патрушева, Грызлова, Медведева, Саддама, Асада, Милорада Додика, многих других. Наши работы находятся в коллекциях в Испании, Турции, Бахрейне, Италии, по Северному Кавказу и всей стране. Нас знают, людям нравится. Борец Александр Карелин, например, взял в руки наш лук и говорит: «Это не люди сделали!». Ну, ему объяснили, что сделали всё-таки люди.

- Таким мастерством нужно делиться. Передаёте свои умения молодёжи?

- Аслан: Мы работаем с горно-металлургическим институтом и художественным училищем. Ребята оттуда приходят до сих пор – на практику, делать свои дипломные работы. Много умелых, достойных, быстро схватывают.

 

- Говорят, хотите создать свой учебный центр?

- Аслан: По факту, учебный центр уже создан. Но о его расширении говорить сложно: на это нужны средства. Мы благодарны властям за предоставление помещения для мастерской. С остальным же приходится справляться за свой счёт. И поездки, и оборудование, и материалы, и многое другое… Знаете, когда мастер не думает, что ему есть, пить, надевать, как обеспечить семью – он настоящие чудеса может сделать! Но реальность такова, что заботы о хлебе насущном порою отнимают время для творчества.

- Из-за рубежа не заманивали?

- Аслан: Предлагали, тянули… И в другие страны, и в другие регионы. Но я так скажу: вот мы поднимаем скифо-сарматскую культуру – это наше. Это в крови. Мы умеем, мы знаем свои корни, нам всё это дорого.       

 

- Расскажите, пожалуйста, о выставке, посвященной 1100-летию крещения Алании.

- Аслан: Большая выставка была в Осетии, целый комплекс мероприятий. Мы с Виталием сделали много национальных костюмов – кольчуги, тканевые и кожаные элементы, доспехи… Сейчас ими пользуется конный театр «Нарты». В настоящее время разрабатываем новую партию. Последняя по времени экспозиция была развёрнута в Москве. Там мы услышали немало всего доброго в свой адрес. Людям понравилось. Нас это радует.  

- Почему именно скифы и сарматы? Это увлечение или уже миссия с глубоким содержанием?

- Виталий: Это часть культуры - и оружие, и украшения, и одежда. Скифо-сармато-аланская культура сейчас вообще переживает всплеск интереса к ней во всём мире. Она необычна и многогранна. А мы, осетины, потомки этих народов. Знать свои корни, изучать наследие, популяризировать его - достойные и важные задачи.

 

- А молодым это интересно?

- Виталий: Конечно. Но важно, чтобы они не зацикливались только на своей истории и культуре. Знать, понимать и гордиться этим нужно, но не замыкаться от культуры других народов – относиться к ней так же уважительно.

 

- Интересен ли представителям других этносов этот пласт культуры?

- Виталий: Безусловно. Точно так же, как и мы интересуемся культурой других народов. Культурные люди таковыми и считаются, потому что впитывают наследие всего человечества.