Валерия Поддаева
Автор

Суннитская мечеть во Владикавказе: символ любви и уникальной архитектуры

Суннитская мечеть не похожа ни на одну другую на Северном Кавказе. Здесь восточные мотивы переплелись яркими красками с элементами модерна и готики

Валерия Поддаева
Автор
06.04.2023

Величественные минареты, колонны и небесно-голубая купольная крыша, внутри рельефные изображения наряду с цитатами Корана, а их здесь больше 300, создают эффект объемности. Это ощущение поддерживает и тонко выбранная цветовая гамма – бордовый, голубой, золотой и салатовый. Продумана до мелочей не только эстетическая сторона здания, но и функциональная. Архитекторы уделили внимание даже сейсмоустойчивости «святого» места, сделав основание в виде усеченной пирамиды.

Своему существованию на берегу Терека суннитская мечеть обязана многим людям. На ее строительство в 1902 году собирали деньги кумыки, татары, ингуши, осетины, верующие жертвовали не только финансы, но и дорогие экземпляры Корана, участвовали в проектировке. Вскоре собранные средства закончились. На месте будущей мечети были возведены только минареты и купол.

В этот исторический момент появился нефтяной магнат из Азербайджана Муртазы-Ага Мухтаров. Этот удивительный человек поднялся из низов, бедная семья которого никогда не видела роскоши, а руки нефтепромышленника знали, что такое тяжелый труд. Любовь к молодой осетинке, дочери генерала Хамби Туганова, перевернула его жизнь. Поэтому достроить мечеть в родных краях возлюбленной он посчитал делом чести. Так суннитская святыня получила новый проект, которым занялся архитектор из Польши. Он работал над уникальностью, находил равновесие деталей, добавлял каирские нотки и строил легко. Так, что следующим проектом стал уже собственный дом бакинского гостя. Франц Долежаль два года расписывал стены, наполняя смыслом каждый сантиметр памятника архитектуры.

Мечеть была достроена, как и семейная жизнь Муртазы Мухтарова. Политические баталии 1920 года вынудили жену уехать в Турцию, а мужа покончить жизнь самоубийством. Есть версии, что доживала Лиза Тугаева в Марселе, но символ искренней любви, щедрости и чистоты навсегда остался во Владикавказе.

За 115 лет мечеть пережила не меньше потрясений, чем ее главный меценат. В 1934 году от полного разрушения ее отстаивали с оружием в руках. В советское время в стенах суннитской мечети расположился Дом культуры, потом клуб и даже антирелигиозный музей. Под потолком, который когда-то днем и ночью украшали лучшие художники, «умельцы» повесили огромный математический маятник Фуко, демонстрирующий суточное вращение Земли.  Только 27 лет назад здесь вновь были услышаны молитвы.

Фото: А. Нефедченко. РИА Новости