Валерия Поддаева
Автор

Генерал-майор Аршинцев. Грозный - Москва - Керчь

Сын плотника свой героический путь открыл с пехотных курсов и уже через два года командовал взводом в Петроградском полку

Валерия Поддаева
Автор
20.03.2023

Уроженец Грозного, Борис Аршинцев начал военную карьеру задолго до Великой Отечественной. Сын плотника свой героический путь открыл с пехотных курсов и уже через два года командовал взводом в Петроградском полку. Имея абсолютно обычное детство, проходившее в дворах Владикавказа и в местных магазинах для мелкого заработка, Борис твердо знал, что военное дело – это его. Ответственность и целеустремленность помогли парню идти по карьерной лестнице, а потом и героически проявлять себя на полях сражений, как на земле, так и на воде.

 В 21 год Борис Аршинцев имел достаточно опыта для того, чтобы преподавать владикавказским студентам военные курсы. Несмотря на успешную педагогическую деятельность, офицер продолжил свое обучение в Военной академии РККА имени Фрунзе. Его красный диплом и высокие успехи стали экспонатами университетского музея, ведь получить высший балл почти по всем предметам удавалось немногим. Высшее военное образование помогло Борису Никитичу в дальнейшем командовать штабами, стрелковыми бригадами и дивизиями. Первый военный опыт талантливый военный получил на Дальнем Востоке у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Пятнадцатитысячное советское войско боролось с японцами за принадлежность территории. Дивизии, участвовавшие в кровопролитных сражениях, получили ордена Ленина, Красного знамени, а 26 бойцов стали Героями Советского Союза, многие посмертно.

Несколько лет «военного покоя» Борис Аршинцев вновь провел за кафедрой преподавателя. В родной академии он учил молодежь тактике и штабной службе. Но 1941 год заставил ребят и командование применить свои знания на практике.

Велику Отечественную войну кавказский офицер встретил в рядах Московского военного округа. Позже его 211 стрелковая дивизия была включена в резервный фронт и оборонялась у Ельни. А дальше – Вязьма, Смоленск, контрнаступление под Москвой. В конце 1941 года Аршинцева перевели на Южный фронт, где командир вместе со своими солдатами отважно сражался на таганрогском направлении. Хладнокровное выполнение боевых задач при обороне Донбасса, Майкопа, Туапсинской части, двухнедельная борьба за Краснодар дали возможность слаженным дивизионным стрелкам получить гвардейское знамя.

В конце 1943 года генерал-майор Аршинцев вошел в историю на Керченской стороне. Борьба за плацдарм была ожесточенная, форсирование происходило в сложных условиях глубокой осени. В результате удалось продвинуться на целых 12 километров вглубь обороны противника, сложив две дивизии – немецкую пехотную и румынскую горнопехотную. Вместе с подкреплением на этой точке удалось создать практически неприступную крепость, готовую освобождать Крым. Именно здесь Борис Никитич заслужил главную награду своей жизни-звание Героя. Освободить Керчь пытались дважды. Несколько километров вперед стоили колоссальных сил. Высота 115,5 стала последней и для героя, чей родной дом был на Кавказе. Фашистский снаряд попал в блиндаж. Сначала Аршинцев был похоронен в селе Маяк на братском кладбище, позже перезахоронен в Керчи. Здесь память о командире увековечена в присвоенном названии целому микрорайону, имя освободителя носит и улица Аршинцевская коса. В Горячем Ключе школа № 12 названа в честь героя. Новороссийск и Грозный также помнят своего бесстрашного генерал-майора.

фото: Владимир Иванов. РИА Новости