Валерия Поддаева
Автор

Пятигорский храм, ставший партизанским пунктом связи

Лазаревская церковь Пятигорска, которая находится у входа на знаменитый некрополь у подножия Машука, пережила революцию, Великую Отечественную, не попала под советскую машину атеистической идеологии

Валерия Поддаева
Автор
13.03.2023

Храм ни на один из трудных дней истории города не закрывал свои двери для страждущих прихожан.

Говорят, что в 1848 году, над проектом двуглавой златокупольной церкви работали сами братья Бернардацци. Потом эстафету подхватил другой знаменитый на Водах архитектор, подарив курорту не просто церковь, а достопримечательность.

Углубляясь в первые градостроительные планы городка у подножия Машука, можно заметить любопытную деталь. Первый Лазаревский храм отмечен несколько «выше» ныне существующего. Дело все в том, что при погосте, который обнесли изгородью в 1822 году, хоронили убиенных воинов и скончавшихся от ран солдат, необходим был храм для отпевания усопших. Да и со временем, когда в некрополе стали подхоранивать не только тех, кто давал присягу, жители стали просить управщика возвести приход.

Деньги на строительство стали собирать всем миром. Но поскольку собранные благотворительные средства были в достаточно скромном количестве, церковь получилась небольшая и строили ее долго — освятили и провели первую службу лишь спустя 8 лет. Вскоре с храмом стали происходить неожиданные вещи. Поскольку построен он был на склоне, первый же небольшой оползень «повел» стену, где находился алтарь и свод треснул. Кроме это пошли небольшие трещины по всему зданию. Это посчитали дурным знаком и сделали вывод, что выбрали место для храма неправильное. Приход сначала закрыли, а потом разобрали.

Новый храм решили строить у северных ворот некрополя. Снова обратились к прихожанам и теперь уже на пожертвования выстроили новую церковь по проекту главного на то время архитектора Пятигорска Василия Граффа. Купола заказали отлить на Ростовском заводе, дубовый позолоченный иконостас и образа изготавливались в Образцовой художественной мастерской, которой руководил московский купец и придворный поставщик. Храм освятили в честь Святого Праведного Лазаря Четверодневного, а в народе стали называть просто Лазаревским.

В Гражданскую у порога храма был казнен весь светский генералитет Кавказских Минеральных вод. В память о 59 заложниках-защитников царя здесь был установлен поклонный крест, как о «Пятигорской трагедии». Но сам храм не подвергся ни осквернению, ни закрытию. В годы Великой Отечественной настоятелем Лазаревского храма был отец Василий Геккель. Батюшка внес свой вклад в освобождение курорта от оккупантов: он пускал на колокольню, под видом звонарей, советских партизан, у которых была спрятана под сенью звонницы радиоточка. Отважные советские разведчики из народа могли передавать важные данные о намерениях и действиях фашистов. Но вскоре дело вскрылось, за это отца Василия немцы жестоко казнили.

В прошлом веке Лазаревский храм был единственным действующим приходом Пятигорска, хотя его первоначальное предназначение, как кладбищенский храм давно потеряло свою актуальность — некрополь был закрыт для захоронений в 1956 году. Но прихожане по сей день тянутся на воскресную службу в обитель у подножия Машука — свидетельницу всех ключевых событий 19 и 20 века.

Фото: Денис Абрамов. РИА Новости