Валерия Поддаева
Автор

Дом священника, ставший краеведческим музеем

Докторов на ессентукском курорте хватало. Но все они вели сезонную практику

Валерия Поддаева
Автор
06.03.2023

Каждую ночь в небольшое окошко комнаты стучали. Николай Дмитриевич подносил тусклую лампаду к стеклу, кивал, тихо брал саквояж и уходил в темноту. Туда, где ребенок, страдающий лихорадкой, раненый казак или роженица ждали единственного доктора на всю округу.

Право сказать, докторов на ессентукском курорте хватало. Но все они вели сезонную практику, лечили от душевных терзаний юных барышень, упитанных столичных баринов от ожирения, а старушек от мигреней. Да и у местного, не столь зажиточного люда, денег на консультации таких лекарей не хватало. Своего врача, Дмитриевича, они благодарили порой крынкой молока, шматом сала, домашним творогом, а когда резали хрюшку, к празднику, обязательно несли гостинцы семье Карагачевых.

Николай Карагачев был сыном священника Никольского храма — первого православного прихода в Ессентуках. Отец Дмитрий вел службы, учил казачат грамоте в станичном двухклассном училище, на строительство которого жертвовал деньги и мечтал, что его дети продолжат благородную миссию служения. Все почти так и случилось. Старший Николай по окончанию гимназии понял, что хочет тоже врачевать. Но не как отец — человеческие души, а избавлять от болезней тела. Он поступил на медицинский факультет Киевского университета, успешно окончил его в 1895 году и сразу после, как военный врач, отправился на практику в Подольскую губернию.

 На родину он вернулся лишь в 1900 году и был назначен Правлением в лекарскую для льготников. Частную практику доктор стал вести в доме своего отца, на центральной Кисловодской улице, рядом с особняком знаменитого доктора Зернова и его светолечебницей. Однако, такое соседство было вовсе не конкурентным: слишком разная публика стучалась в двери к докторам. У Михаила Степановича — Станиславский, Комиссаржевская и Варлаамов, у Николая Дмитриевича казачка Авдотья с малышами, баба Матрена и отдыхающие, которые не «из бомонда». Небольшая комнатка на первом этаже аккуратненького особняка не опустела даже когда доктор построил себе гостиницу-дачу на модной Нелюбинской улице: он продолжал принимать страждущих, засиживаясь уже в доме сестры, которой в наследство достался отчий дом.

Дела доктора шли в гору, он был почетным и уважаемым человеком на Ессентукском курорте: членом благотворительного общества и общества взаимного кредита, работал в Русском бальнеологическом обществе — был в курсе всех передовых разработок в курортолечении. Но ни статус, ни финансовое благополучие не мешало ему уходить в ночь, где его ждали.

- Мы, русские врачи, воспитаны так, что при лечении больного гонорар отходит на задний план. Обычно врачи, которые оценивают труд сравнительно дорого, имеют немало бесплатных больных. Большинство из нас, врачей, идет по первому зову больного, не справляясь предварительно о гонораре, и во многих случаях приходится подавать медицинскую помощь в такой обстановке, что ни у кого рука не поднимется на самый минимальный таксированный гонорар, - написал он в 1912 году заметку в газете «Русский врач».

С началом Первой мировой войны доктор был отправлен на фронт для помощи раненым, а после Гражданской в родных Ессентуках создал лазареты для больных тифом. За выдающиеся успехи Наркомзрав СССР вскоре отправит его в Баку на руководящую должность профессората, где доктор Карагачев проработал до самой смерти.

Отчий дом, куда приходили за помощью днем и ночью, до сих пор стоит в центре курорта в первозданном виде. Памятник зодчества 19 века из дома врачей превратился в государственный музей. В 1955 году Владимир Павлович Шпаковский ветеран и педагог открыл там первые экспозиции. Был создан зал курортной истории, краеведения, боевой и медицинской славы, здесь по сей день выставляются знаменитые отечественные художники, проводятся лектории, а в архивах и научной библиотеке хранятся бесценные реликвии прошлого.

В доме на Кисловодской, как завещал отец Дмитрий Карагачев, продолжают врачевать.

Фото: Александр Невежин. РИА Новости