Валерия Поддаева
Автор

Золотое руно в руках горянок

Жительницы аулов и высокогорных сел бережно хранят многовековое ремесло войлоковаляния своих прародительниц

Валерия Поддаева
Автор
27.02.2023

Чем выше поднимаешься по извилистым маршрутам кавказских гор и перевалов, тем чаще на пути мелькают вывешенные на воротах и покосившихся изгородях шерстяные полотна. Одни сушатся, другие уже имеют очертания бурок или сапога-валенка. Доподлинно точно посчитать сколько лет искусству войлоковаляния невозможно. По легенде, первый войлочный ковер появился в Ноевом ковчеге, когда овцы сами «сбили» копытами падающую шерсть. А Геродот описывал более двух тысяч лет назад меланхленамы – черные плащи прикавказских стран. Смело можно полагать, что как только горцы стали заниматься овцеводством, мудрые хозяйки тут же облюбовали их мех как главный нетканый материал. Из них валяли ковры и бурки, делали теплые сапожки, ноговицы и шапки. Сваленная особым образом шерсть уникальным образом защищает от ветра, стужи, влаги и даже жары. Поэтому совершенно неудивительно, что изделия из  войлока стали верными спутниками жителей высокогорных и кочующих народов. Сваленная овечья шерсть приобретала и сакральный характер, считалась, что войлочная одежда защищает от злых духов.

Традиционно на Кавказе войлоковалянием занимались женщины. В сезон окончания полевых работ по осени, долгими зимними вечерами горянки создавали новое ремесло, которому суждено будет стать историческим свидетельством культурного кода. Войлочную летопись писали во всех регионах Кавказа, но каждое изделие, сваленное по единому принципу, имело свою ценность: в орнаменте шифровали «послания», рассказывали историю и легенды народа, гербовали семьи.

Кустарное ремесло для бытовых нужд стало народным творчеством.  Ингушские мастерицы считались лучшими в ковроткачестве, в производстве бурок преуспели рукодельницы Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Чечни, а шерстяные сапожки, украшенные золотой нитью и узорчатой прострочкой из Дагестана, которыми гордились лакские невесты, повторить было практически невозможно.

Техника валяния пришла на Кавказ из Средней Азии. Мастерицы по сей день работают такими же, как тысячу лет назад способами. Если бурка, например, представляет собой цельное полотно без орнамента, то для ковров, накидок и предметов одежды, например, фуфайки используют мозаичную и аппликационную технологии. Несмотря на то, что шерсти на Кавказе много, мастерицы берут только «золотое руно». Не каждая овца может дать нужную по качеству и тонкости шерсть. Любопытно, но для войлочного отбора овец содержат в особых условиях. Хранительницы старинного ремесла утверждают, что качество ковра будет зависеть даже от того на каком лугу паслась овца, с каким настроением чабан приступил к стрижке и достаточно ли труда вложила женщина в обработку пуховых гор.  

Сейчас этнопромысел мастериц Северного Кавказа переживает новый виток популярности. Мастерством прародительниц интересуются молодые девушки, создавая школы, где можно научится древнему ремеслу. А киизы- кабардинские ковры и истинги – полотна из Ингушетии по-прежнему служат главным составляющим приданного каждой невесты.

Фото: Михаил Мокрушин. РИА Новости