Валерия Поддаева
Автор

Иван Георгиевич Зубков: герой блокадной магистрали

Ессентучанин, который в черные дни блокады был вместе с ленинградцами. Человек, благодаря которому появилась Дорога жизни

Валерия Поддаева
Автор
27.01.2023

Будущий инженер, строитель, метростроец и герой блокады Ленинграда родился в Ессентуках, в тихом курортном городе на Северном Кавказе.

Отец Ивана Георгиевича Зубкова был путейцем и работал на железной дороге в Ессентуках. Будучи мальчиком, Ваня мечтал пойти по стопам отца, проводя все свободное время за чертежами, общаясь с простыми трудягами-рабочими и мечтательно следя за поездами.

После школы он поступил, как мечтала мать, в кадетское училище, после окончил политехнический институт в Грузии. И молодой инженер отправился покорять Москву. Его первым местом работы стала шахта №9 метрополитена столицы. Он прокладывал тоннели, налаживал пути и прошел от обычного рабочего до начальника участка. Семь лет провел Зубков на легендарной стройке. С отличным рекомендательным письмом, безукоризненной характеристикой и мечтами о новом технологическом прорыве он отправляется в Ленинград. На календаре был январь 1941-го.

Иван Георгиевич уже на следующий день приступил к новой должности - руководить строительством Ленинградского метрополитена. Легендарный проект двигался семимильными шагами. Уже к маю метростроители прошли 11 шахтных стволов и проложили 700 метров тоннелей. Грандиозные планы технологического прорыва Зубкова оборвал голос Левитана. Ошеломленный инженер еще не знал, что его прорыв еще впереди.

После объявления мобилизации всех строителей на Пулковские высоты, он дал коллегам последний указ – вывезти всю технику из тоннелей и затопить их водой. Это был первый подвиг Зубкова – благодаря этой «консервации» ленинградский метрополитен был спасен.

Инженеры, строители, железнодорожники приступили к срочному строительству оборонительных сооружений на всех подступах к Ленинграду. Иван Георгиевич руководил всеми проектами Госкомитета и когда 8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг политического центра окончательно сомкнулось, Зубков лицом к лицу столкнулся с тем прорывом, о котором мечтал. Перед ним был жестокий немец, летали снаряды и бомбы, из города уходила жизнь, а он с тоской смотрел на ледяное поле Ладоги, чертя проект, в котором была вся жизнь. В 1942 году, благодаря Зубкову по дну Ладожского озера протянули телефонный кабель, линии электропередач и трубопровод. А осенью в рекордные сроки сделали то, что казалось вообще невозможным – проложили железнодорожную ветвь прямо по льду озера. Это была та самая артерия, благодаря которой в Ленинграде теплилась жизнь. И надежда. В ноябре по ледяному полю уже проехал первый состав.

Но ликовать было рано, Зубков принялся за новый проект. После первого прорыва блокады, на небольшом освобождённом участке от стал стоить эстакаду, которая соединила Ленинград и большую землю. «Шлиссельбург – Поляны» - дорога в 35 километров была построена под бомбежками и обстрелами в рекордные сроки. 17 дней понадобилось Ивану Георгиевичу чтобы открыть продовольственный проезд в город. Это был его прорыв. Его победа. Он стал настоящим героем Ленинграда.

Зубков стал Героем Социалистического труда прямо в разгар войны. Это был беспрецедентный случай. Иначе, звание было бы присвоено ему уже посмертно. В июне 1944 Иван Георгиевич сел в самолет, чтобы осмотреть фронт работ разрушенного моста на Лодейном поле. Тогда-то своего заклятого врага и «поймали» немцы. Борт был сбит, Зубков погиб на месте, недожив трех месяцев до своего 40-летнего юбилея. 

Ессентучанина, который в черные дни блокады был вместе с ленинградцами, героя тыла, человека, благодаря которому появилась Дорога жизни похоронили в Александро-Невской лавре. За его гробом шли тысячи изможденных детей, женщин и стариков, провожая в последний путь своего спасителя. И каждый год, в день снятия блокады, его величественное надгробие на храмовом погосте утопает в цветах. Ленинградцы помнят своего ессентучанина.

Фото: Александр Бродский РИА Новости