Валерия Поддаева
Автор

«Рахманиновские блинчики» и «котлетки аля-Шаляпин», которые готовили только в Ессентуках

Петр Павлович Фигуров приезжая на лето в Ессентуки совершенно забывал, что он артист московской оперетты

Валерия Поддаева
Автор
12.01.2023

Петр Павлович Фигуров приезжая на лето в Ессентуки совершенно забывал, что он артист московской оперетты. На курорте, в своей маленькой усадьбе с романтичным названием «Желанная», он менял сценические роли Руслана («Руслан и Людмила» комп. Глинка), графа Томского из «Пиковой дамы», Валентина из «Фауста» и даже Евгения Онегина, на скромное амплуа кулинара-любителя. В своей летней кухне Петр Палыч творил ровно такие же чудеса с вкусовыми предпочтениями гостей, какие проделывал на сцене с душами зрителей.

Участок для своей курортной усадьбы чета Фигуровых приобрела в Ессентуках в начале 20 века, построили дом с высоким мезонином на 10 комнат, отвели себе покои на втором этаже, а остальные комнаты сдавали гостям-постояльцем по 300 рублей в месяц. Однако, выходя по утрам на веранду с чашкой ароматного кофия, Петр Павлович точно не уезжал из Москвы – его окружала вся творческая интеллигенция, театральный бомонд и музыкальная элита. Ехали гости в «Желанную» не только погостить у приятеля, да попить источника. Все хорошо знали, что только на курорте можно попробовать изысканные блюда в исполнении Фигурова.

«А помнишь, Сережа, как лакомились мы в Ессентуках по утрам блинчиками с подливной из белой черешни…», - вспоминал Шаляпин в письмах к своему дражайшему другу Сергею Рахманинову…

Рецепт необыкновенных блинчиков, которые вошли в кулинарную историю как «рахманиновские» родился на той самой ессентукской кухне. Десертное лакомство Фигуров подавал со сладким взбитым творогом, добавлял немного изюма и щедро поливал ванильной подливкой из белой черешни. Главным ингредиентом неповторимого вкуса Петр Павлович считал именно черешню, которую он с большим трепетом выращивал у себя в саду. Фрукты, с собственной усадьбы Фигуров добавлял практически во все свои гастрономические шедевры. Вспоминал Шаляпин в эмиграции и о котлетках, которыми ужинал на веранде «Желанной» за долгими разговорами, переходящие в музыкальный салон. Мясные биточки шеф-повар Фигуров делал из мяса птицы, сдабривал грибами, запекал и подавал с мочеными яблоками. Поскольку великий бас России не отказывался от дополнительной порции, котлетки так и нарекли «шаляпинскими».

На «Желанной» весь летний сезон был расписан едва ли не по часам выезда гостей. Сюда постояльцы выстраивались в очередь на меблированные комнаты и завтраки от Фигурова. Желающих было настолько много, что приходилось даже открывать дополнительные часы обеда, ведь столоваться сюда шли со всего курорта.  Среди знаменитых гостей критик Константин Станиславский, дирижер Василий Ильич Сафонов, тенор Леонид Собинов и певица Антонина Нежданова. Самая артистическая и самая гастрономическая дача Ессентуков пользовалась головокружительным успехом.

После революции «Желанная» попала на рельсы большой советской машины. Сначала дом с мезонином превратили в один из корпусов здравницы, следом приватизировали, а потом и вовсе снесли. Сейчас на месте особняка стоит санаторий, а «рахманиновские блинчики» и «котлеты аля-Шаляпин» готовят строго по рецептам диетического питания.

Фото: Наталья Селиверстова. РИА Новости