Валерия Поддаева
Автор

Султанбек Боров — легендарный всадник Дикой дивизии

Военные историки до сих пор изучают феномен Дикой Дивизии, которая шла в авангарде у генерала Брусилова

Валерия Поддаева
Автор
29.11.2022

Наука тактики и стратегии боев считает прорыв, совершенный кавказскими всадниками редчайшим в истории, когда кавалерия атаковала «до зубов» вооруженную пехоту.

Сотня ротмистра Султанбека Борова несмотря на шквальный огонь, взяла высоту, откуда германцы вели фланговую атаку. Дело было под селом Езержаны изнуряюще жарким июлем 1916-го.

Султанбек Боров родился в 1892 году в Длинной Долине, небольшого селения Владикавказского округа.  Еще будучи мальчиком, Султан решил пойти по стопам отца — офицера русской армии и связать свою жизнь и судьбу с военным ремеслом. Он окончил Ашхабадскую мужскую гимназию, затем продолжил обучение в Елизаветградском кавалерийском юнкерском училище. Султан отличался острым умом, мгновенно находил выходы в решении поставленных задач, был смелым и до отчаяния справедливым. Командование сразу обратило внимание на перспективного юношу, поэтому, совсем неудивительно, что август 1914-го, 22-летний Боров встретил штабс-ротмистром. 

23 августа, когда высочайшим Указом Императора была создана Дикая дивизия, весь род Боровых, в числе которых был и юный Султанбек отправились на фронт. Добровольцами выдвинулись все представители горской военной аристократии. Блестящих офицерских кадров было настолько много, что даже среди элитных военных приходилось проводить отбор. Весь Северный Кавказ встал на защиту Империи. Семь тысяч горцев подняли свои знамена под командованием генерала Брусилова.

Лето 1916 выдалось изнуряюще жарким. Горцы продолжали наступать в Галиции, поражая один за другим австро-германский полк. В поддержку Армейского корпуса в авангарде шла Кавказская Туземная дивизия. Утро 16 июля под Езержанами вошло в историю. На полки Брусилова обрушился шквальный огонь с разных высот. Когда германцы уже начали чувствовать вкус приближающейся победы в сражении, в атаку, точно ниоткуда, ворвались ингуши. Под ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем врага, они были точно лавинный поток, которой невозможно остановить. Сотня Борова ринулась на высоту, где враг предпринимал последние попытки сопротивления. Раненый Султанбек, казалось, не замечал того, что истекает кровью. Он продолжал отчаянно вести свой бой, из которого видел один выход — победителем. И лишь только после полного свержения германцев, Боров потерял сознание.

Полученные раны оказались смертельными для ротмистра. В сентябре тело орденоносца доставили на Кавказ, в Ингушетию, где похоронили со всеми воинскими почестями на родовом кладбище, рядом с дедом. Султанбек, так же как и другие герои-всадники Дикой Дивизии ингушского полка — Базоркин и Маматиев, так и не прочитали поздравительную телеграмму Императора России Николая Второго, которая увековечила подвиг ингушских знамен и их героев в мировой истории.

«... Передайте от моего имени, имени царского двора и от имени всей русской армии братский привет отцам, матерям, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивших своим бессмертным подвигом начало конца германским ордам».

фото РИА Новости