Валерия Поддаева
Автор

«Божья искра» балкарского просветителя Саида Шахмурзаева

Духовная мудрость вместе с багажом знаний стали главными достижениями Саида Шахмурзаева. Будущий балкарский герой, поэт, философ и этнограф пошел самой длинной дорогой саморазвития

Валерия Поддаева
Автор
21.11.2022

Образование мальчика, родившегося в Верхнем Чегеме в состоятельной семье, началось с местного известного эфенди Шавай-хаджи, продолжилось в карачаевском медресе, в центрах мусульманского образования Кенделена и Кизляра. Светские знания не исключились из духовного просвещения, поэтому наравне с выученным Кораном, Саид успешно закончил и симферопольский педтехникум. Феноменальная память, подаренная природой и упорным трудом, подарила просветителю звание хафиза и отличное владение несколькими иностранными языками.

Стихотворные мысли стали его лучшими трактатами, которые уводили молодые умы от пороков общества. В них он воспитывал, сокрушался, размышлял и советовал. Саид Шахмурзаев говорил о честности, о важности любви и ласки для ребенка, дуалистичности мира, основах «радостного» учения. Благодарный читатель становился лучшей наградой, а «чистые души» дарили силы творить.

Первое свое произведение балкарец выпустил в свет в 30-летнем возрасте в Баку. Тогда дорогу в поэзию ему открыла семейная пара азербайджанских просветителей Абаевых. Большой творческий путь начался с подаренной чернильницы. В 1924 году Саид Османович сделал и свой первый шаг в просветительстве, создав балкарский алфавит и взяв за основу латиницу. Позже он был упразднен, но остался в Госархиве особым экземпляром. Балкарская письменность благодаря Шахмурзаеву продолжила «эволюцию» и получила первый балкарский букварь уже на кириллице. Именно он был главным учебным материалом, по которому начинали писать и читать целые поколения балкарцев. Светская школа стала новым переворотным моментом горского просвещения. Наряду с поиском оборудования, Саид искал и учеников, по-настоящему упрашивая семьи в разных селениях дать возможность детям учиться. Орден Ленина, полученный из рук Михаила Калинина, открыл новую страницу жизни Саида Османовича.

Уже 60-летнего орденоносца, почетного учителя больше пяти раз вызывал военкомат с началом Великой Отечественной. Честолюбивый балкарец при очередной повестке отправился на фронт, скрыв все свои регалии. Стройбат привел его в давно забытые крымские края. А здесь его ждало строительство фортов, 10-часовые переправы в холодной воде, офицерская отвага и настоящая борьба за жизнь. Через полгода известного балкарца все же вернули домой. В тылу жизнь оказалась еще суровее – переезд в Казахстан, смерть жены и воспитание двух маленьких сыновей Юры и Алеши.

«Он жил честно и не боялся правды. Он сам был правдой и духовной силой балкарского народа… », - именно поэтому голодал, терял близких друзей, работал на самых «грязных» работах и бесстрашно писал письма Сталину с просьбой о помощи. После смерти вождя, Саид вместе с новой семьей вернулся в Нальчик и снова почувствовал себя нужным. Сначала вместе с другими исследователями, собрал все фольклорное разнообразие карачаевцев и балкарцев, а затем вместе с Джамалдином Коковым выпустил топонимический словарь.

Врачи нальчинского онкоцентра боролись за каждый день 89-летнего просветителя. Продлевали жизнь великому горцу и соотечественники. Так, звание народного поэта вселило небывалый оптимизм и дало умирающему Саиду дополнительный год жизни.

«…Только если ты вырастил сына-джигита,
Если дочь твоя блещет красой и умом, —
То не будет тогда
твое имя забыто,
Не погаснет очаг,
не обрушится дом».

Фото: Алексей Даничев РИА Новости