Валерия Поддаева
Автор

Ессентуки в год Революции

Буржуазия хлынула на Кавказ, а спрос на меблированные комнаты превысил все предложения. Кавминводы замерли перед новым витком истории

Валерия Поддаева
Автор
07.11.2022

Сухой, теплый золотой октябрь подходил к концу. Курортный сезон завершался, но курсовая публика не спешила покидать Воды. В 1917-м концентрация интеллигентного столичного общества достигла здесь небывалого предела. Тишину размеренной курортной жизни нарушили стремительно развивающиеся события в Москве и Петрограде. Театр революционных действий, отыгравший первый акт в феврале 1917 готовился после летнего антракта к кульминации во втором действии. Напряженные недели и месяцы в столице особо не сказывались на размеренно текущей жизни на курортах. Здесь продолжали отпускать процедуры, лечить минеральными водами и давать приемы.

- После Февральской Революции 1917 года в Ессентуках был создан новый орган местной власти Временного Правительства – Гражданский Исполнительный комитет. Его возглавил председатель Общества Благоустройства Ессентуков, магистр фармации, социал-демократ И.С.Ткешелашвили. Он стал правительственным комиссаром и первым руководителем города после свержения монархии, - пишет в своей книге краевед Сергей Боглачев.

Маленький, громкоголосый и веселый аптекарь Иван Софронович Ткешелашвили, как говорили о нем современники, был весьма деятельным человеком.  Переехав на Воды в 1902 году, он открыл первую на курорте аптеку по подобию столичным, первым стал маркировать свои препараты, стал членом Кавказского географического общества и развернул бурную общественную деятельность.

За пять лет до начала Революции, его дом с высоким мезонином, который сохранился до сих пор, стал подобием первой городской мэрии. Здесь обсуждались вопросы благоустройство курорта, велась статистика по отдыхающим, печатались справочники по свободным номерам в меблированных комнатах и гостиницах, а также защищались доклады передовых гидрогеологических проектов Лангвагена. Как главный абонент ессентукской телефонной сети, Иван Софронович был одним из первых, кто узнал, что Россия теперь никогда не будет прежней.

Благодаря громкоголосому грузину, которого знал и уважал город, на курорте удалось революционный год провести относительно спокойно. Санатории продолжали свою работу, знаменитый доктор Зернов вел свою практику, к нему по-прежнему записывалась на прием столичная интеллигенция, а все активисты могли собраться в его доме на Главной Курсовой.

- Но осенью 1917, когда здесь появились красногвардейцы, началось снабжение оружием, исчезало продовольствие и повышались цены – возник вопрос о смене власти. Надо сказать, о роли атаманов в это время: Лисичкин, Симонов – яркие такие люди, образованные, депутаты государственной думы – они всеми силами пытались сдержать в Ессентуках режим, - рассказывает краевед из Ессентуков Ольга Чихун.

К осени население стало «расправлять плечи». На политической арене оказались, без преувеличения, все: партия официантов, работников почты и санаториев – в революционную игру вступил, казалось бы, каждый. К концу 1917 в дверь Ткешелашвили постучались большевики. Магистр фармации, который «держал» курорт в стабильном эмоциональном состоянии был арестован. Вся интеллигенция, которая искала на Кавминводах временное убежище, срочно стала эмигрировать. Доктор Зернов, отдавший Ессентукам весь свой талант и поставивший на рельсы курортную медицину сел в поезд одним из последних холодной зимней ночью. В этом же поезде удалось спастись жене и дочерям деятельного Ткешелашвили.

В город вошли красные и курортная жизнь перестала быть прежней. Началась Гражданская война.

фото: Юрий Каплун. РИА Новости