Валерия Поддаева
Автор

Кинолетопись Ингушетии Мадины Дзортовой

Режиссер Мадина Дзортова уверена, что у национального кино есть будущее, ведь Северный Кавказ необыкновенно кинематографичен. В своих работах она смело связывает поколения, сохраняет культуру и пишет кинолетопись своего народа

Валерия Поддаева
Автор
30.09.2022

Мадина с самого детства интересовалась индустрией кино, хотя никто из семьи этим ни профессионально, ни любительски не занимался. После школы она поступила в педагогический, но ближе к диплому поняла, что мечтала о ином. Тогда в ее жизни появился ВГИК и факультет игровых фильмов. Другой мир - мир кино. И свою дипломную работу вспоминает с трепетом.

- Я взяла сложный период для Ингушетии. Я рассказала о 13-летней девочке, которая в 92-м во время известных событий спасла 19 детей. У меня было готово все, кроме финального кадра. Хотелось жизнеутверждающее что-то, возрождение. Но как показать я не знала. Помню, вышла из общежития, иду по ВДНХ, а там колесо обозрения. Стою, смотрю как крутится. И тут у основания замечаю два желтых цветка. Посреди пустой площадки с черноземом они пробились и растут. Я тут же за оператором, говорю бери камеру, побежали.

Все фильмы Мадины Дзортовой так или иначе связаны с ее народом, историей, культурой и удивительными легендами, которые хранят жители республики. Миссия режиссера- создать эту кинолетопись, чтобы она стала настоящим учебником: наглядным и понятным. Вернувшись с дипломом в Ингушетию, Мадина устроилась на телевидение, шел 1996 год. Тогда она понимала, что надо делать что-то особенное, житейское и непременно позитивное.

- Я создала киножурнал. Спросите у любого, смотрел ли он «Зокх», и он утвердительно кивнет в ответ. Это был народный юмор, не современные анекдоты, я вообще против их популяризации, а наш, добрый, со смыслом. Мне вообще комедийный жанр больше по душе. После того, кстати, тяжелого фильма, ко мне знакомый подошел и говорит: «Мадина, не снимай такое больше, мама моя посмотрела, потом с сердцем было плохо!». Как-то ближе мне позитивное кино.

Зокха вышло 29 выпусков, он же обладатель множественных премий, включая главную мечту каждого телевизионщика - «Тэффи». За время проекта Дзортова подготовила ни один десяток операторов, актеров, монтажеров и режиссеров, которые успешны и востребованы далеко за пределами республики. Выпустив последний эпизод, Мадина ушла в документалистику.

- Кавказ очень кинематографичен. А фильмы о нем интересны абсолютно всем. Даже нам, интересно посмотреть игровое документальное кино о соседях из других республик. Мы разные, но у нас столько общего! Образ главного героя одинаковый, вот смотрите: он у всех защитник, благородный, хранящий честь и достоинство. Имена у него разные, но смысл его фигуры един.

Мадина уверена, что предки оставили бесценный дар и главная задача народа и, в частности, ее, как человека, который может воспроизвести на экране эпизод прошлого —сохранение наследия. Сама Дзортова знает имена своих прадедов девяти поколений и этим, говорит режиссер, необходимо пользоваться, брать, ставить и показывать.

- Сейчас в Магасе, в лицее, у нас есть детская киностудия. Здесь преподают мои ученики, учат ребят. Все что интересно детям — интересно и мне. Их надо развивать и приучать к этому виду искусства. Знаете какой популярностью пользуется школа! Очень много желающих научиться играть, снимать и создавать. Это радует меня.

Мадина Дзортова продолжает работу над игровой кинохроникой Ингушетии. Все темы, которые обдумывает и воплощает в жизнь режиссер, связаны с ее малой родиной. Среди серьезных киноработ- истории о подвигах земляков в годы Великой Отечественной, о ветеранах войны, которых не нашла награда, о становлении ингушской государственности и даже сказки о легендах и преданиях. А вот вдохновение Мадина черпает в фильмах Гайдая. Самый знаменитый режиссер Ингушетии уверена, что талантливее Леонида Иовича мастер еще не родился.

Фото из личного архива М.Дзортовой